Дефицитарное развитие - тип дисонтогенеза связанный с первичной недостаточностью отдельных систем - зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.(Дианова О.В. )
Виды дефицитарного развития:
Нарушения зрения
Нарушения слуха
Нарушения речи
Нарушения опорно-двигательного аппарата
Дизонтогенез (dysontogenesis – от греч. «dys» - нарушение + онтогенез) – нарушение индивидуального развития организма на каком-либо этапе онтогенеза. Термин «дизонтогенез» или «дизонтогения» впервые был введен врачам психиатром Й. Швальбе (1927), для обозначения отклонения внутриутробного формирования различных структур организма от нормального развития, с последующим включением его в понятийный аппарат детской психиатрии, как новой самостоятельной отрасли клинической медицины.
Дефицитарное психическое развитие — тип дизонтогенеза , связанный с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжёлых пороках сердца, дыхательной — при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).
Дефицитарное развитие - это особый вид дизонтогенеза, связанный с тяжелыми нарушениями развития.
Нарушения зрения
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.(ЛубовскийВ.И.)
Предмет - не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения, а также дети, имеющие амблиопию и косоглазие.
Причины нарушений
Врожденные:
вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
Приобретенные:
внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
в связи с повышением внутриглазного давления;
на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Классификация зрительных нарушений
Различают следующие типы детей с нарушением зрения:
слепые дети
слабовидящие дети
дети с косоглазием и амблиопией (заболевание, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в процессе зрения).
Внимание
Практически все качества внимания, такие, как его активность, направленность, широта (объем, распределение), возможность переключения, интенсивность, или сосредоточенность, устойчивость оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень развития этих качеств у зрячих.
Ограниченность внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого с помощью осязания или нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключения внимания и проявляется в неполноте и фрагментарности образов, в снижении объема и устойчивости внимания.
Ощущение и восприятие
Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения.
Нарушение деятельности зрительного анализатора приводит к образованию новых внутри межанализаторных связей, к изменению взаимоотношений внутри сенсорной системы и образованию свойственной только слепым или слабовидящим специфической психологической системы .
Создание образов предметов внешнего мира на основе остаточного зрения осуществляется слепыми быстрее, легче, точнее и дольше сохраняется в памяти, что сказывается на улучшении их осязательного узнавания.
Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих.
Осязание является мощным средством компенсации не только слепоты, но и слабовидения.
Наибольшее повышение чувствительности обнаружено на пальцах рук, что связано с обучением чтению рельефноточечного шрифта Брайля.
Память
Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение и в развитии, и в функционировании мнемических процессов.
При нарушениях зрения происходит изменение темпа образования временных связей, что отражается на увеличении времени, требующегося для закрепления связей, и количества подкреплений.
Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого наглядного материала.
При исследовании запоминания рядов брайлевских фигур выявилось менее ярко выраженное, чем в норме, проявление закона края и меньшая подвижность и свобода воспроизведения.
Слепые дети более строго придерживались в воспроизведении порядка предъявления, что связано с большей утомляемостью и инертностью ЦНС при глубоких нарушениях зрения.
Мышление
В отечественной тифлопсихологии существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира.
Имеются три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:
теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих;
теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления;
концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения.
Речь и общение
Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
Опора на активное речевое общение и есть тот обходной путь, обусловливающий продвижение слепого ребенка в психическом развитии , который обеспечивает преодоление трудностей в формировании предметных действий и обусловливает продвижение в психическом развитии слепого ребенка.
Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мир а, в процессы становления личности.
Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действиям и выразительным средствам, используемым зрячими .
Распространено мнение о том, что слепые менее эмоциональны, более спокойны и уравновешенны, чем люди, не имеющие дефектов зрения. Это впечатление объясняется отсутствием отражения их переживаний в мимике, жестах, позах. Однако речь их достаточно интонационно выразительна. Исследования понимания слепыми эмоциональных состояний человека по голосу, интонации, темпу, громкости и другим экспрессивным признакам речи свидетельствуют о том, что слепые обнаруживают большую точность в распознавании эмоциональных состояний говорящего .