Найти тему
script bro | сценаристы

Создаём лучшие сцены

Сценарий - одна из самых ёмких форм повествования. Сцена должна действовать как самостоятельная единица с чётким началом, серединой и концом. Сцены будто маленькие клетки живого организма.

Очень важно, чтобы сценаристы понимали, что каждая сцена должна решать хотя бы одну из этих четырёх задач:

  • раскрывать персонажа
  • продвигать сюжет
  • раскрывать важную информацию
  • исследовать тему

Если сцена в ваших фильмах или телевизионных сценариях не выполняет хотя бы одну из этих функций, перепишите или удалите её.

Чья это сцена?

Прежде чем вы начнёте писать сцену, подумайте, чья это сцена. Это кажется довольно безобидным предположением, но сцена должна отражать историю и мировоззрение одного конкретного персонажа.

Каждая сцена должна быть рассказана с точки зрения одного персонажа (обычно главного). Если сцена не рассказана с точки зрения главного героя, она должна быть каким-то образом связанной с общей историей.

Есть несколько исключений из этого правила применимых подсюжету или второстепенным персонажам. Тем не менее, такие сцены должны всё равно пересекаться с историей А, иначе они не станут частью истории.

Если существует слишком много таких сцен, которые не пересекаются с основной историей, они могут быть неуместны. Многое из этого можно выявить на этапе написания поэпизодника.

Затем определитесь с необходимостью сцены и тем, является ли важной в вашей истории. Что будет, если её удалить? Потеряется ли смысл в вашей истории?

-2

Как только вы поняли, что сцена необходима, задайте себе следующие вопросы о персонаже, который рассказывает историю:

  • Что, по словам персонажа, он хочет?
  • Что на самом деле нужно персонажу?
  • Какое самое худшее последствие того, что они не достигнут ни того, ни другого?

Ответы на эти вопросы помогут вам укрепить тему, сюжет и арку ваших персонажей. Кино- и телевизионные сцены обычно занимают от одной до трёх страниц. Если ваши сцены слишком длинные, возможно, вы пытаетесь вложить в них слишком много истории или они просто содержат ненужную информацию.

Хотя это говорит о том, что построение сцены - механический процесс, авторы должны допускать спонтанность. Вы же не пересказываете новости, в которых постоянный поток информации. Если в вашем сюжете есть логический пробел, вы можете разобраться с ним позже. Иногда зрители могут сами заполнить пробелы в сюжете.

Оттенок конфликта

Конфликт - это сок, который заставляет ваши сцены расцветать. Это и внутреннее, и внешнее давление. Внешняя часть сценарного уравнения довольно проста. Это препятствие, такое как человек или ситуация, которая мешает вашему главному герою достичь своей цели. Этот источник конфликта является сознательным выбором, сделанным персонажем, и он сам решает, как преодолеть препятствие.

Чтобы уравновесить вашего персонажа, у них должны быть внутренние желания, которые противоречат их внешнему настрою. Это наиболее интересная часть вашего персонажа, потому что она исследует как сознательные, так и подсознательные потребности. Это может быть изменение убеждений, отношения или поведения. Всё это связывается в персонажную арку, которая иллюстрирует изменения и рост. Во многих отношениях ваши персонажи должны быть своими злейшими врагами.

Ваши персонажи должны быть вынуждены делать выбор и нести ответственность за последствия собственных ошибок. Пусть ваши зрители путешествуют вместе с вашим главным героем через каждое из его решений. Они должны переживать триумфы и разочарования так же остро, как и ваши герои.

Сценаристам разрешается несколько коротких сцен без конфликта, чтобы дать и зрителям, и персонажам момент передышки. Они должны быть короткими, чтобы не нарушить ритм вашей истории. Эти сцены позволяют вашим персонажам осознавать ситуацию, мир в котором они находятся, и дают им время для планирования следующих шагов. Представьте, что ритм вашего сценария словно скачущая лошадь.

-3

Не все конфликты должны включать в себя прямые действия. Они может передаваться едва заметными способами, такими как жест, взгляд или выражение лица.

Все сцены должны создать конфликт и погасить его. Чтобы сделать сцену более впечатляющей, должны происходить последствия с персонажем и изменения в истории.

Действуй, а не реагируй

Персонаж не может быть просто наблюдателем в сцене. Они должны владеть каждой сценой, а не сцена должна вести их. Многие сцены терпят неудачу, потому что главный герой является пассивным в сценарии и просто реагирует на ситуацию, а не активно преследует цель.

Главные герои, должно действительно ХОТЕТЬ чего-то, что им нелегко получить. Цель должна быть важной, и ставки должны быть высокими, если они её не достигнут.

Другой персонаж должен либо хотеть того же самого, либо чего-то прямо противоположного целям главного героя. Думайте о цели главного героя как о Полярной звезде вашего сценария. Оба персонажа должны бороться за победу.

Персонажи должны активно взаимодействовать друг с другом, а не просто реагировать на действия. То есть главный герой должен принимать решения и предпринимать действия против оппозиции, если это мешает им достичь своей цели. Элемент СЛЕДСТВИЯ имеет решающее значение. Выигрыш одного персонажа - это проигрыш другого.

Периодически сцены должны представлять элемент неожиданности – либо раскрывая материальный аспект жизни персонажа, который оставался скрытым до этого момента, либо происходит что-то, что изменяет ход истории. Держитесь подальше от трюковых или стилизованных сцен, которые служат эстетической, а не повествовательной цели.

Наслаждайтесь хаосом

По определению, написание сценария хаотично по своей природе. Вы можете писать сцены не по порядку, вы можете писать сцены ради сцен, добавлять или удалять их по мере того, как ваша история обретает форму.

Возьмите и запишите те смелые, творческие идеи, которые вы можете удалить, если их окажется слишком много. Иногда вам может понадобиться написать сцены свободной формы – запутанные потоки сознания, которые не имеют чёткой структуры, чтобы стимулировать ваше творчество.

Возможно, вам придётся писать бесформенные сцены, чтобы найти свою историю. Вы, вероятно, не до конца продумали свою историю, даже имея чёткие указания. Доверяйте процессу написания. У него есть ответы. Ваше терпение будет вознаграждено.

Автор статьи: Jim

Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.

Записывайтесь на наш сценарный онлайн-курс

(начало 3 мая - конец июля 2021)

Результат: сценарий пилота или полнометражного фильма + полный "сценарный пакет" для презентации проекта продюсерам и кинокомпаниям

Курс подойдёт:

  • начинающим авторам
  • стендап-комикам, которые хотят работать в сценарных группах
  • режиссёрам, которые хотят сами писать сценарии
  • редакторам, которые хотят рассказывать свои истории
  • сценаристам, которые пишут 2-3 проект, но запутались
  • всем, кто хочет освоить сторителлинг

Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.

Make Russian Film Great Again!

Так же читайте:

101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий

Секрет Третьего Акта

50 клише, которые следует избегать в сценариях

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.