Февраль 2002
Дорогие соотечественники,
Продолжаю летопись трехлетки [кто же тогда знал, что она перерастет в пятилетку! – Прим. автора].
В Американский музей естественной истории (American Natural History Museum) Саша попал отнюдь не сразу: не мог уйти с работы по официальном окончании трудового дня (то есть «рано». – рабочий день неизменно заканчивался в 22.00). Музей же расположен напротив здания нашего Постпредставительства на Манхэттене (если по прямой - то через Центральный парк) и, как было обещано в путеводителе, по пятницам и субботам работает аж до 21.00.
Парковка сто ит дорого, да и в час пик, тем более в благословенную пятницу, не только сам не проедешь, но и такси не поймаешь. Поэтому и решили вечерком прогуляться до музея через Центральный парк, чтобы не объезжать чуть не полгорода на метро. Однако, протопав 30 минут по темному парку, поцеловали замок вместе с группой возмущенных американских трудящихся. Оказывается, две недели назад музей изменил график работы, о чем на сайте музея в Интернете не было ни слова. Несолоно хлебавши, развернулись и постановили топать обратно и солоно похлебать в ресторанчике «Дикий тунец» у служебной парковки в компенсацию морального ущерба. Ресторанчик оказался неплох: омаров вылавливают из аквариума по твоей указке, взвешивают (18 долларов за фунт – «однако!» как сказал бы Киса Воробьянинов) и отправляют на кухню. Однако об этом как-нибудь в следующий раз, поскольку после часовой прогулки в конце рабочего дня нам хотелось пищи посущественнее, а главное – погорячее, тем более что Саша – за рулем (я из солидарности ограничилась бокалом белого).
Следующий поход – музей Гугенхайма в здании по проекту Фрэнка Ллойда Райта. Конечно же, в зимний период от основной экспозиции оставили рожки да ножки (половину собрания из 70 произведений художественного творчества составляют картины Пикассо, есть ван Гог, Дега, Ренуар). Собственно, владелец собрания, Таунхаузер, и раскрутил Пикассо, устроив ему грандиозную выставку из 114 картин в 1913 году в Мюнхене (с приходом нацистов переехал из Германии в Нью-Йорк). Пока же посмотрели знакомые нам по поездке 2000 года в Бразилию картины из собрания Национальной галереи Рио-де-Жанейро (выставка «Бразилия: тело и душа»). Из живописи 18 века стиля барокко на выставке были представлены картины на библейские темы и церковная утварь, но внимание привлекают редкие для того периода картины светской живописи – «двуптих» «Пожар в женском приюте» и «Восстановление женского приюта после пожара». Оказывается, в то время в Бразилии мужья и отцы имели право отправлять в приют жен и дочерей, поэтому пожар в качестве грандиозного события местного значения и был отражен художником, как и факт ремонта приюта ударными стахановскими темпами после упомянутого пожара (не держать же жен и дочерей дома!). Из современных бразильских работ (некоторых очень неплохих – в основном примитивизм) поразила воображение инсталляция «Черные элементы» (в помещении метров в 30 на леске разной длины подвешены куски каменного угля). [Сейчас инсталляцию наверняка сочли бы расистской – и не выставили вообще - Прим. автора]
К тому же, в музее Гугенхайма была еще развернута выставка работ Нормана Рокуэлла – иллюстрации для еженедельника «Saturday Evening Post» (как заметил Саша, цена номера в 1926 году составляла 5 центов, в 1935 – 15 центов, в 1953 – 25 центов). Они действительно интересны, поскольку отражают дух времени, а бытовые зарисовки исполнены с большим чувством юмора (бодрое семейство отправляется во вновь приобретенной машине на пикник, а затем то же усталое семейство возвращается с пикника – изможденные лица, как у нас в воскресной электричке).
В годы Второй мировой войны Рокуэлл написал картины, соответствующие четырем свободам, которые провозгласил президент Франклин Д. Рузвельтом в январе 1941 года в речи « Четыре свободы ». В ней они были обозначены как фундаментальные права человека, нуждающиеся в безусловной защите. Тема была включена в Атлантическую хартию - один из основных программных документов антигитлеровской коалиции . Ее приняли британский премьер У. Черчилль и президент Ф. Д. Рузвельт 14 августа 1941 год а. Позже, 24 сентября 1941 года, к хартии присоединились СССР и другие страны. Она стала частью Устава Организации Объединенных Наций. «Свобода слова» (рабочий берет слово на собрании: в демократической стране высказываться может каждый независимо от социального статуса и материального положения), «Свобода совести». Картина «Свобода от нужды» стала знаковой и известна как «день благодарения Нормана Рокуэлла». По традиции его отмечают индейкой.
Картиной «Свобода от страха» (родители укладывают спать детей в то время, как идет Битва за Британию) автор был недоволен, поскольку континентальную часть США не бомбили. Картины объехали всю страну с агитбригадой, занимавшейся сбором средств на военные нужды. Ныне же экскурсовод проводит интерактивный опрос посетителей: какая из свобод им сейчас, в период войны в Афганистане, кажется более ценной. Также широкую известность получила картина Рокуэлла «Клепальщица Роузи» (Rosie The Riveter ): (композиция картины копирует фигуру пророка Исайи с фрески Микеланджело из росписи плафона Сикстинской капеллы ).
На ней изображена женщина с отбойным молотком в руках – женщины заступили на рабочие места ушедших воевать мужчин. На фоне национального флага США и с нимбом над головой она попирает ногами книгу Гитлера «Майн кампф», символизируя неизбежную победу над нацистской Германией.
На дворе – зимняя стужа (-6С), но без снега, солнышко блестит и травка зеленеет.
Лена