Меня очень поражает в людях, как по разному они понимают фразу "Сын/дочь не говорит". Вроде все просто, не говорит = молчит. Но нет, многие мамочки утверждают " вот мой молчал до 3-4 лет, а потом как заговориииил!" А когда выспрашиваешь подробности, вскрываются такие обстоятельства, которые прямо подбешивают. И оказывается, что ее "неговорящий" ребенок:
- может говорить отдельные слова;
- может составить примитивную фразу, типа "мама пить" (да, с пропуском глагола, ну и что?);
- использует много звукоподражаний, которые подходят к ситуации (!);
- близкие дома понимают немые жесты и тычки ребенка - тем самым не создают стимула к использованию и обогащению речи.
То есть, получается, такие родители считают, что ребенок "не говорит", только потому что нет длинных полностью правильных предложений с кучей эпитетов. Ну не Лев Толстой пока просто...
И вот такие люди, имеющие пусть плохо, но на самом деле говорящих детей, будут сбивать с толку родителей, у которых дети реально не говорят. Опасно это тем, что родители совсем не говорящих малышей могут попасть на эту позитивную удочку, расслабить булки и сесть созерцать закат, упуская драгоценное время. А самый благоприятный возраст, для коррекции психики и речи, до 5 лет.
Важно понимать, что всегда есть возрастной рубеж, до которого как бы "не критично". Поэтому неврологи неговорящих детей в 2-2,5 могут отправить домой до 3 лет, так как речевые зоны мозга еще не дозрели. И это имеет право на жизнь, в случае, если остальное развитие ребенка не отстает от нормы. Но тут может быть недостаток диагностики, и тогда это будет потерей драгоценного времени.
Встречаются индивидуумы, среди родителей, которые до 4-5, и даже 6 лет, продолжают верить, что в одно прекрасное утро их дитятко проснется и как заговорит сложносочиненными предложениями. Так делать не надо! Даже если такое случается, то очень-очень редко, шанс что вы попадете в эти предположительные 0,00001% мал.
Настоящее "не говорит" такое:
- не было или очень незначительный лепет;
- имеет проблемы с жеванием и долго давится твердой пищей (про это первый вопрос любого невролога, кстати);
- не может дуть (сложить в трубочку губы);
- плохая мимика, лицо похоже на маску;
- долго может только мычать;
- произвольные слова ограничиваются начальными слогами ( например, "ко" - это и корова, и кошка, и комната и много чего еще) и словами, которые состоят из повторяющихся слогов (папа/мама);
- может непроизвольно произнести какие-то звуки или слова, но не сможет повторить по просьбе или использовать в подходящей ситуации по своей воле.
Такие признаки указывают на серьезные нарушения речи, которое надо корректировать. Чем позже начать занятия, тем больше времени потребуется для исправления дефектов речи. Соответственно, чем раньше начнете, тем быстрее справитесь, помните про то, что максимально эффективна коррекция до 5 лет?
И помните, если к 11-12 годам сохраняются грамматические дефекты речи, то скорее всего они останутся навсегда. А все, развитие речевых зон мозга закончилось.
Заканчивайте ориентироваться на кого-то, трезво оцените ситуацию, занимайтесь свои ребенком, привлекайте грамотных специалистов, при необходимости. И помните, что не все родители правильно трактуют выражение "ребенок не говорит", и могут ввести в заблуждение, пусть по незнанию, но кому от этого легче?
Здесь пост о трудности найти педагогов:
Про наш с сыном опыт можете почитать посты на канале.
Спасибо, что дочитали! Подписывайтесь и ставьте лайки, если было интересно. Пишите комментарии, если есть что сказать.