Найти тему

Практические рекомендации по подготовке бизнес-планов. Алгоритм расчета бизнес-плана

В этой статье я дам полезные советы тем, кто только начинает планировать свой бизнес, кто только пытается сделать свой первый проект. Также важно понимать «Общий алгоритм расчета бизнес-плана» – последовательность этапов создания бизнес-плана. Постепенно, шаг за шагом, вы построите модель вашего проекта, и у вас обязательно все получится!

Эта статья включена в раздел справки Budget-Plan Express – программного продукта для подготовки бизнес-планов в формате Word и Excel

Создавайте бизнес-план самостоятельно

По ряду причин, разработка #бизнес-планов считается трудоемким процессом, именно поэтому большинство компаний стараются заказать бизнес-план «на стороне». С использованием специализированного программного продукта все меняется, так как самые трудоемкие процессы разработки финансовой части бизнес-плана возьмет на себя программа.

Первоочередной целью планирования является построение трех финансовых отчетов («о прибылях и убытках», «о движении денежных средств» и «баланса»). Только затем можно переходить к анализу, без которого бизнес-план не имеет практического смысла, то есть выполнить расчет интегральных показателей (РВ, DPB, NPV, PI, IRR и других). Базой для расчета показателей эффективности проекта является чистый денежный поток (Net Cash Flow, NCF).

Но все это сделает программа, ваша задача значительно упрощается… Вам нужно, как минимум, ввести входные данные для операционных планов (продаж, затрат и т. д.), все остальное сделает программа – построит отчеты и рассчитает показатели эффективности проекта, финансовые и другие показатели. А вы получите первый опыт подготовки бизнес-плана, научитесь находить оптимальные решения, оценивать риски, эффективность и устойчивость вашего бизнес-проекта.

Что полезно знать о стратегии планирования

«Лучшие истины – кровавые истины,
вырванные с мясом из собственного жизненного опыта»
(Ирвин Д. Ялом)

Любой бизнес-план условно можно разделить на 2 главные части: общее описание и финансовый расчет. На начальном этапе планирования составляется краткое общее описание операционных планов и финансовых затрат и, как правило, делаются предварительные финансовые расчеты. Но точно, что делать не нужно – это пытаться составлять изначально детализированный бизнес-план. Это – типичная ошибка начинающих. Бизнес-план всегда нужно делать в два этапа – выделять две задачи и два времени для реализации этих двух задач.

Первая задача – подготовка данных. Нужно не просто собрать данные (о рынках, конкурентах, ценах и кредитных продуктах, о влиянии сезонных факторов и т. д.), необходимо их сгруппировать по целям, а данные для операционных планов структурировать таким образом, чтобы в дальнейшем использовать эту структуру в вашем анализе.

О подготовки данных для бизнес-плана, как структурировать данные, мы уже говорили в предыдущей статье, подробнее об этом можете прочитать в разделе «Рекомендации по практическому планированию. Требования к данным для использования в бизнес-планах».

Затем составляется предварительный бизнес-план – пишется краткое общее описание бизнес-плана и выполняются первые предварительные финансовые расчеты операционных планов и прочих планов. И после того, как первые «прикидки», каркас плана уже готов, приступаем к следующему этапу – детализации.

Второй этап (следующая задача) – внесение дополнений и уточнений в предварительный бизнес-план. Например, вы найдете новые полезные источники информации для содержательной части бизнес-плана, сделаете несколько вариантов расчетов и анализа для финансовой части бизнес-плана, подготовите графики и финансовые обоснования.

Рассчитайте и сравните различные варианты и сценарии. В разработке у вас должно быть, как минимум, в два сценария – «оптимистический» и «пессимистический… учитывайте различные риски, негативные сценарии, и тогда ваш бизнес-план оценят ваши партнеры и потенциальные инвесторы.

Общий алгоритм расчета бизнес-плана

Важная часть бизнес-плана – это расчеты, основа #бизнес-плана. Общий алгоритм расчетов должен быть примерно следующим.

Первый шаг

На первом этапе строятся операционные планы. Операционные планы – продажи, затраты, расчеты с кредиторами и т. д. – это основа структуры будущего бизнес-плана. Поэтому, пока не завершены операционные планы, бессмысленно подбирать схемы и варианты финансирования (финансовые и инвестиционные планы). Для операционных планов нужно подготовить входные данные. О чем уже не раз говорилось, важна не детализация а структура данных. Например, в план постоянных затрат вы можете включить итоговые затраты на рекламу, или выделить отдельные, важные на ваш взгляд компоненты (см. пример таблицы).

Пример таблицы «декомпозиция плана расходов на рекламу»
Пример таблицы «декомпозиция плана расходов на рекламу»

Рекомендуется, до начала планирования, написать таблицы для операционных планов – #техническое задание (ТЗ), в котором бы отражалась структура, например, постоянных и прочих затрат, соответствующая целям планирования и анализа.

Две модели планирования

Есть некоторые особенности, которые нужно учитывать при подготовки операционных планов, которые вы должны знать, если собираетесь самостоятельно готовить бизнес-планы. Например, при планировании в #циклических проектах сначала планируются продажи (поступления денег, дебиторская задолженность) и только затем – затратная часть бизнес-плана.

А вот в нециклических или #дискретных проектах (например, строительство, производство сложных уникальных продуктов и т. д.) все наоборот. Сначала описываются затраты (как правило в диаграмме Гантта), и только затем планируются варианты продаж.

Подробнее читайте в разделе «Дискретная и циклическая модель в планировании» пункт «С чего начинать бизнес-план? С плана продаж или с описания затрат?».

Пример «этапов строительства» в диаграмме Ганта
Пример «этапов строительства» в диаграмме Ганта

Как известно, диаграмма Ганта является удобным инструментом планирования, но в сама диаграмма отображает стоимость этапов, но не операционных затрат. Поэтому, перед планированием этапов в диаграмме Ганта, необходимо подготовить структуру затрат (см. пример таблицы затрат этапов производства).

Пример расчета таблицы затрат этапов производства – «Структура сметной стоимости»
Пример расчета таблицы затрат этапов производства – «Структура сметной стоимости»
Пример графика «Структура сметной стоимости»
Пример графика «Структура сметной стоимости»

Второй шаг

Итак, следующий шаг планирования – предварительные расчеты операционных планов, первые оценки операционной эффективности проекта.

На этом этапе используются экспертные оценки для уточнения и корректировок операционных планов – цен, запасов, закупок и т. д.

Пример корректировки цены с применением скользящих средних
Пример корректировки цены с применением скользящих средних

Первые два этапа могут начинаться заново и повторяться несколько раз, важно найти наиболее эффективный вариант или варианты операционных планов.

Третий шаг

Следующий шаг – это подбор схемы финансирования. На этом этапе нужно не только подобрать оптимальный вариант (варианты) финансового решения, но и устранить дефициты денежных средств, кассовые разрывы – во всех периодах, с помощью кредитных продуктов, лизинга, инвестиций и т. д. Проще говоря, итоговая строка Cash Flow (наличность) не должна быть отрицательной, иначе программа не допустит вас к расчетам интегральных показателей проекта.

-6

На самом деле, график наличности на конец периода – это идеальный инструмент для подбора финансирования. Ничего более простого и совершенного пока не придумано.

Все, что на графике (см. график) ниже линии нуля – это абсолютный дефицит денежных средств, без которых невозможно реализовать проект. В данном примере абсолютный дефицит составляет чуть больше 3 миллионов (3 023 000 рублей). Это значит, что, например, при подборе кредита нужно будет учесть стоимость обслуживания кредита (т. е. к абсолютному дефициту прибавить стоимость процентов). Подбор финансирования выполняется, как правило, в 2-3 этапа (смотрите пример «Устранение дефицита денежных средств, закрытие кассовых разрывов»).

Пример графика «наличности на конец периода» – результат подбора финансирования
Пример графика «наличности на конец периода» – результат подбора финансирования

И наконец, после подготовки, как минимум, двух сценариев проекта («пессимистического» и «оптимистического»), можно переходить к следующему заключительному этапу.

Итак, на последнем этапе рассчитываются дисконтированные показатели эффективности проекта (интегральные показатели). И конечно, эффективность проекта зависит не только от операционной деятельности, но и от эффективного финансового плана.

Вот, примерно, такая последовательность шагов, такой общий алгоритм используется при подготовке бизнес-планов.

Читайте также:

Показатели эффективности инвестиций. Расчет ключевых показателей в Budget-Plan Express

Кредитные продукты. Методы и алгоритмы расчета

Типы и стоимость лицензий Budget-Plan Express

-----

Оригинал статьи смотрите на сайте www.strategic-line.ru. Этот материал вместе с другими примерами, смотрите разделе «Планирование. Общий алгоритм расчета бизнес-плана».

Автор: Олег Мостовой (разработчик IT-проектов)