Я поделюсь маленькими, но важными вещами, которым я научилась на собственной супервизии и в собственной практике.
Никакое самое лучше психологические образование не сделает вас готовыми сразу садиться на прием. Это всегда страшно. И это нормально.
На мой взгляд, нужно садиться с теми инструментами, что есть, и потом, по мере работы, вы сможете понять, каких случаев у вас больше.
После этого, когда вы поймете, с чем душа лежит работать и чего статистически больше, можно и нужно повышать квалификацию в выбранном направлении, обучаясь разным методам и инструментам.
То, как практически устроен индивидуальный прием, нам преподавали в дисциплине «Индивидуальное консультирование». Напоминаю, что я получила образование практического психолога в Уфе; нас учили там всему: от того, как отвечать на первый звонок клиента до заключения устного контракта, включая штрафы.
Это процедурная часть и она очень важна. Я расскажу подробнее позже, с поправкой на современные средства коммуникации.
С момента моего первого приема до того, когда я стала оттачивать свои практические навыки индивидуального консультанта в системной учебе, прошло примерно три года. Все это время я просто ходила на супервизию. Я не работаю без супервизии и вам не рекомендую. По институт супервизии я напишу отдельно позже.
Вести прием я училась в Москве в Центре Системной Семейной Терапии. Там был предмет «Дизайн приема», где обучали работать с разными типами клиентов, в частности, с парами, семьями, и просто с одним человеком. Это про то, КАК происходит прием, типы вопросов, которыми вы должны быть вооружены (ресурсные, рефлексивные), когда и как их задавать, отзеркаливание, поддержка, интервенции и тд.
Центр приглашал социальных клиентов (бесплатно), предупреждая, что за приемом будет наблюдать группа психологов. Мы наблюдали за зеркалом Гизелла: зеркальная с одной стороны стена, в комнате микрофон. Потом подробно разбирали, что происходило во время консультации и с клиентом, и с психологом.
Освоение дизайна приема очень много дает: от того, как здороваться до умения понимать, в какой момент консультации что происходит и как с этим справляться.
Это, кстати, к вопросу «поболтать и я могу», «психолог это бла-бла-бла», «ну и о чем вы там говорите?» Этими фразой насмешничают знакомые начинающих психологов. Не слушайте их.
Еще одна практическая вещь для начала: у новичков примерно каждый третий клиент остается на вторую и дальнейшие консультации. Двое из трех покидают поначалу вас навсегда. Эта профессия страшно прокачивает резистентность к обесцениванию. Вы должны быть к этому готовы. Это — нормально.
Также нормально, когда вы работаете с очень маленьким количеством клиентов поначалу. Один-два в неделю на протяжении первых 3-4 месяцев – это нормально.
Могу дать прямой совет: я знаю, что на этом этапе начинающий психолог бедствует финансово. Все равно платите за супервизию. Это окупается не сразу, но сделает вашу практику устойчивой и грамотной.
Очень маленький живой нюанс. Если вы ведете живой прием, поставьте корзину для бумаг рядом с креслом, где сидит клиент. Я помню, как терялась, не зная, что делать с протянутыми мне скомканными салфетками, мокрыми от слез. Корзина стояла рядом со мной. Клиенты растерянно оставляли салфетки в кресле, протягивали мне, запихивали в сумочку. Избавьте их от этого выбора и просто подсказывайте, куда выкинуть. Им должно быть удобно.
Пока все. Вы можете задавать вопросы по процедурной части, самые странные и «глупые», по ведению приема, сеттингу и контрактам. Можно в личку. Я постараюсь на них ответить в следующих постах. Хотела бы предупредить, что на вопросы «у меня вот такой случай, как его вести», я отвечать не смогу. Это нужно нести к супервизору.
Хороших вам клиентов!