Здравствуйте!
Я была в Германии дважды - по приглашению переехавших в 90-ые годы одноклассников мужа, в доковидные времена. Мы собирались лететь в Европу и третий раз - в октябре 2020 года, однако поездка отменилась - по всем известной причине (точнее, сменилось направление - с Европы забугорной на Калининград).
Знаете, что мне больше всего понравилось в Германии? Нет, наверное, не догадаетесь... Не чистые улицы, не средневековые замки и ухоженные парки, хотя они, конечно, хороши. А понравилось мне больше всего то, как устроена система среднего образования.
Я как бывший учитель (в активе 28 лет работы в школе), подробно расспрашивала наших друзей о школах, в которых учатся их дети. Наблюдала, как дети делают уроки, с каким настроением ходят в школу, листала учебники... В целом, мне показалось, что немецкие дети больше любят свои школы, чем наши российские ребята. Да, юные немцы тоже с неохотой садятся за уроки, но ХОДЯТ в свои школы с большим удовольствием (ну, или с меньшим отвращением).
Можно подобрать программу для ребёнка с любыми способностями и склонностями
И вот как у них всё работает. Начальная школа - как и у нас, 4 года. Начальное обучение примерно одинаковое для всех детей. Почему примерно? - Потому что в разных регионах, то есть, землях, школьные программы могут различаться.
А дальше начинается самое интересное. В Германии существует, как я поняла, 4 вида средних школ. Не секрет, что все дети имеют разные способности, развиваются по-разному. Кто-то с детства учится быстро и легко. Кому-то учёба даётся тяжеловато, но зато отмечаются явные творческие успехи. Кто-то начинает учиться ни шатко ни валко, а потом делает рывок вперёд - когда к чему-либо просыпается интерес...
И вот такое разнообразие видов средних школ позволяет каждому ребёнку развиваться в выбранном направлении, с комфортной скоростью.
Первый вид средних школ - для самых успешных, самых сильных учеников - гимназии. Для поступления в гимназию обязательно нужна рекомендация учителей начальной школы, которую окончил ребёнок. Обучение в гимназии - 8 или 9 лет (с 5 по 12 или с 5 по 13 классы). После 12 класса гимназист получает документ, дающий право на поступление в технический или узкоспециализированный институт (юридический, экономический). А после 13 класса выдаётся аттестат, позволяющий поступить в университет. Университеты в Германии стоят на ступень выше институтов, хотя и те, и другие заведения позволяют получить высшее образование.
Реальные школы - для ребят, которые больше склонны не к наукам, а к практической деятельности. Здесь даются основы общих знаний и обязательно имеется какой-либо профильный уклон. Подразумевается, что ребёнок уже примерно представляет, чем бы он хотел заниматься в будущем. После таких школ молодые люди обычно идут в техникумы. Кстати, этот вид школ - самый популярный. Обучение значительно короче, чем в гимназии: с 5 по 10 класс.
Основная школа - просто даёт базовые знания, без каких-либо уклонов. Для тех деток, кому учёба даётся непросто, и кто ещё не решил, в каком бы направлении хотел развиваться. После таких школ подростки обычно идут в профессиональные училища. Учатся здесь тоже с 5 по 10 класс.
Объединённая школа - это, как я поняла, нечто среднее между гимназией и реальной школой. Обычно учатся с 5 по 10 класс. Но в некоторых объединённых школах есть ещё и 11, 12, 13 классы. После 10 класса таких школ можно идти в училища и техникумы. После тринадцатого - в университет. Объединённые школы подойдут тем детям, кто на старте учёбы себя не особенно проявил и не смог получить рекомендации от начальной школы для поступления в гимназию. В объединённых школах рекомендации не требуются. А на выходе получают точно такое же право поступления в университет.
Все виды обучения - бесплатные. Причём можно переводить ребёнка из одного вида школы в школу другого вида. Если ребёнок подавал большие надежды, но в гимназии потерял интерес или просто "не потянул" - пожалуйста, можно перевести в реальную школу.
И, наоборот, если при обучении, скажем, в основной школе подросток демонстрирует явные успехи, то можно попытаться перевестись в гимназию. Для этого надо пройти испытания (тесты или собеседования), которые подтвердят, что ребёнку программа гимназии по плечу.
Вся прелесть такой системы в том, что она учитывает, что все дети - разные, и нет смысла заставлять всех учиться по одной программе. В то же время, система не ставит перед детьми никаких препон для получения в будущем высшего образования: после училища можно пойти в колледж, из колледжа - в университет...
И ещё мне нравится 10-балльная система оценки. Она позволяет более объективно оценивать знания и умения ребёнка, чем наша кургузая, усечённая 5-балльная система. Ведь "единицы" не ставятся у нас в принципе. А "двойки" учителям ставить категорически не рекомендовано. В реальности, учитель может использовать только три оценки...
Словом, немецкая система мне показалась более гибкой, более тонко учитывающей индивидуальные способности и возможности детей.
Как вы считаете, у нас прижилась бы подобная система? Могла бы она помочь детям полюбить учёбу в школе? Ведь не секрет, что большинство наших детей ходят в школы без удовольствия, если не с отвращением.