Футбол, как ни крути, это еще и игра, а не просто вид спорта. А раз так, то мы вполне можем использовать какие-то типичные для игр устойчивые выражения и жаргонизмы. Например, "не прет", "не фарт", "пруха". То есть, нечто совершенно независимое от действующих лиц. Это в шахматах конь или ферзь не может споткнуться о клеточку поля, а в футболе иногда мяч даже в пустые ворота не залетает, потому что может отскочить от кочки в сторону. И кто виноват в этом случае? Правильно! Не судьба! В "Ливерпуле", если вспомнить, то 4 года ждали первого титула с Юргеном Клоппом, все больше и больше вкладывая в команду. Дождались сначала победы в Лиге чемпионов, а затем и выигрыша национального чемпионата (первого за всю историю АПЛ с момента ее основания!). Но ждать имеет смысл, если виден какой-то прогресс. Те же "красные" сначала вышли в финал Лиги чемпионов, плюс с каждым сезоном занимали место все выше и выше в турнирной таблице. А чего ждет московский ЦСКА? Риторический вопрос. Гончаренко начал с победы в Суперкубке России и побед над мадридским "Реалом" в Лиге чемпионов, а завершает борьбой чуть ли не за последнее место в Лиге конференций и поражениями от хорватов, болгар, венгров... Ну, отставке Виктора Михайловича, когда бы она не случилась, в любом случае будет посвящен отдельный материал, а теперь перейдем к другим новостным поводам. Интересного на этой неделе было не особо много – допинг из 2013-го года и возвращение Шамиля Газизова в родной клуб. Давайте об этом немного и поговорим.
Сначала о плохом. В понедельник практически все российские спортивные СМИ опубликовали информацию о том, что ФИФА прислала запрос в адрес РФС о подозрении трем российским футболистам в употреблении допинга. Чуть позже выяснилось, что речь идет о двух футболистах и футболистке. Наибольший интерес вызывает имя Владимира Обухова, который сейчас выступает за "Ростов". Иван Князев возрождает пермский футбол в ПФЛ, а Дарья Мещерякова к мужскому футболу и вовсе не относится. Вполне логично, что все как раз и сосредоточились на Обухове, правда, копать все же стоило бы шире, потому как в 2013-м году, когда якобы и была взята положительная проба, они вместе с Князевым выступали за один клуб – московское "Торпедо". На тот момент права на форварда принадлежали "Спартаку", а вот у защитника был полноценный контракт с черно-белыми. Оба игрока привлекались в молодежную сборную, на базе которой, как предполагается, оба и сдали положительный тест на метандиенон. Эти тесты, как следует из версии ФИФА, были скрыты московской антидопинговой лабораторией под руководством ныне печально известного Григория Родченкова, а теперь вот правда выплыла наружу. В общем, наша песня хороша – начинай сначала. Каждый год перепроверяют эту несчастную московскую лабораторию и каждый год находят новых кандидатов, как правило, из прошлого.
Давайте рассуждать логически. Если даже эти пробы и были положительными, то зачем их было скрывать? Россия в тот момент уже получила права, как на проведение ЧМ-2018, так и на ОИ-2014. Единичные положительные допинг-пробы находят во всем мире постоянно, поэтому из-за одного результата явно никто бы не инициировал отзыв мировых соревнований. Да, говорится о глобальной допинговой программе России, но где тогда положительные допинг-пробы у нашей футбольной сборной? Нашей "молодежки"? Какая-то информация всплыла лишь в 2017-м году, когда был фактически вброс о том, что на основании базы данных под подозрение попали еще девять футболистов: Роман Шишкин, Сергей Игнашевич, Владимир Габулов, Марио Фернандес, Сергей Чепчугов, Олеся Машина, Благой Георгиев, Кейсуке Хонда, Петр Немов. Разные игроки из разных клубов, разной национальности... Как они могли пересекаться и попасть под "допинг-программу"? Марио Фернандес тогда еще не выступал за сборную России, Машина – и вовсе женский футбол. Что это за набор имен? Не видел интервью, в которых Хонда и Георгиев сейчас бы распинались о том, как их в "холодной и страшной России" насильно закармливали допингом на завтрак, обед и ужин. Это вон только подопечные Родченкова – легкоатлеты Степановы – из далеких штатов Америки рассказывают подобные сказки. Но с ними все понятно, в другом качестве они там просто не нужны, поэтому будут говорить еще и не такое. С футболистами что не так?
Подытожим. Метандиенон нашли у игроков одного клуба. Значит, скорее всего, копать надо было именно в том направлении, причем еще тогда, 8 лет назад, проводить внутреннее расследование, особенно если пробы действительно были положительные. Может, сами игроки попросили врача что-то уколоть, чтобы бегалось быстрее. Может, медик диссертацию какую защитить хотел и предлагал попробовать "новое лекарство"... Сейчас уже не узнаешь. Врач автозаводцев Владимир Аловский утверждает, что не виновен и ничего противозаконного футболистам не вводил. Но сейчас искать уже что-то тяжело. По горячим следам можно было бы попытаться что-то обнаружить, провести допинг-пробы, как у всего состава "Торпедо", так и у молодежной сборной. Не исключено, что какие-то концы действительно можно было бы найти. А так? Злопыхатели скажут, что вся спортивная Россия сидит на допинге – и оправдываться очень трудно. Те, кто в это не верит, будут упирать на тот факт, что вся эта история с допингом крайне сомнительна, учитывая, откуда ноги растут в конечном итоге и как похорошели американские спортсмены на "здоровом" спортпите и при массе терапевтических исключений. Что же имеем сейчас по факту? А ничего. Если бы ФИФА хотела, то уже рвала бы и метала, а так... Будет какое-то расследование, работа юристов, Спортивный арбитражный суд, если Обухову все-таки впаяют дисквалификацию. Правды, скорее всего, не будет, а будут только последствия.
Закончить все же хочется на хорошем. Шамиль Газизов на этой неделе официально вернулся на должность генерального директора "Уфы", сменив Рината Шайбекова. Не сказать, что именно преемник Шамиля Камиловича виноват в том, что башкортостанский клуб сейчас борется за выживание в РПЛ, неа. Просто так сложились обстоятельства. Не факт, что если бы Газизов остался в Уфе, то одноименная команда рвала бы и метала, сражаясь за зону Лиги чемпионов. Все могло быть совершенно аналогично. Пожалуй, с Газизовым более логично связывать какие-то прошлые и грядущие трансферные успехи команды, хотя с Уруновым неплохо получилось и у Шайбекова. Выбор главного тренера опять же, скорее всего, будет прерогативой именно Газизова. По факту мы увидели вояж провинциала в стольный град. Но не падение, а возвращение именно на коне. Почему? Ну, все знают, что сейчас представляет "Спартак". Это семейный клуб, который управляется то одним человеком, то парой. И управляется он так, как "фишка ляжет". Примерно как "Валенсия" в Испании сейчас. Или как раньше "Малага" в той же Испании. Или шарахания "Милана" – от клуба, нацеленного на воспитание звезд, до клуба, который все же претендует на Лигу чемпионов. Газизов съездил на полгодика, заработал очень и очень неплохие деньги даже для Москвы, не говоря уже об Уфе, посмотрел на столичные порядки, сравнил с местными, сделал выводы. Говорить о том, что он не преуспел, можно было лишь в том случае, если бы Газизов руководил "Спартаком" пять лет, и не добился ничего ни в спортивном плане, ни в финансовом. Тогда – да, провал. А так? "Спартак" сейчас не имеет ничего общего со "Спартаком" 90-х или начала нулевых. Кому-то, может, даже нравится. Кому-то – однозначно нет. Сколько сменилось генеральных директоров? Тренеров? А какой результат кроме одного чемпионства за 16 лет? Если "Уфа" удержится в РПЛ по итогам сезона, хоть и через стыки, то уже летом можно будет понаблюдать с интересом за работой Газизова на трансферном рынке, да и тренер вполне может смениться. Гончаренко, опять же...
Иван Копачёв.