Евгений Владимиров увлечён горами, наукой и влюблён в Крым. Его работы индивидуальны и узнаваемы.
Впервые зов гор он услышал в 1961-м, когда бродил среди ущелий и снежных вершин Кавказского хребта. Затем его покорили холмы Коктебеля. Несколько лет подряд приезжал на полуостров рисовать в Коктебель, а в 1985-м решил насовсем переехать сюда с семьёй из Москвы. И признаётся, что возле вулканического массива Карадаг обрёл творческую среду обитания.
Е. Владимиров родился в 1936 году. Окончил юридический факультет МГУ им. М. Ломоносова. Рисовал с детства. Студенческие годы исключением не стали, особенно время военных сборов, работы в стройотряде на целине, в Казахстане. Серию пейзажей, портретов, набросков он представил на персональной выставке на родном факультете и, получив премию от профкома, приобрёл первый этюдник.
С 1960-го по 1965 год Евгений усердно занимается на вечерних рисовальных классах при Московском художественном институте им. В. Сурикова, затем — в Институте повышения квалификации архитекторов при Московском архитектурном институте, где получил профессиональные навыки зодчего и на 17 лет связал свою жизнь с архитектурой. Работал в Москпроекте-1, в частности, автор проектов второго учебного корпуса гуманитарного факультета МГУ, Вологодского молочного института, участвовал в конкурсах архитектурного оформления центра Москвы, въезда в столицу на Минском шоссе; его предложения реализованы в Ростове Великом и Суздале.
Жизнь художника на биостанции внесла коррективы в профессиональные и творческие интересы. Е. Владимиров с удовольствием поменял строительную площадку на отроги древней земли, романтику и мечту о создании природного парка с долинами, хребтами и скалами. Творческая фантазия нашла особую форму выражения в графике, в выборе природной темы. Кисть, грифель, сепия, пастель, цвет, линия, композиция, ритм воплощают «живейшее приятие впечатлений», говорит художник вслед за великим русским поэтом.
В его работах мы видим романтизм и величие пейзажей Коктебеля. Летящую графическую особенность в искусстве живописца отмечают зрители, друзья, коллеги. Даже название ей придумали — «ласточкина культура».
Университетский профессор Владимирова Юрий Ткачевский вспоминал, что его поразили картины Евгения: «Он выбрал такие приёмы художественного творчества, которые я не встречал у других мастеров, и создал свой стиль».
Долгое время Евгений Исаакович был архитектором-дендрологом в мемориальном парке Карадагской научной станции им. Т. Вяземского. В 1992-м вместе с группой сотрудников разработал проект архитектурно-планировочного решения «Природный комплекс «Киммерия». Территория комплекса представляла треугольник, в вершинах которого лежат Судак, Старый Крым, Феодосия, места волошинской Киммерии. Летом того же года проект представили участникам международной конференции в Судаке. По его инициативе на научной станции в 1996 году открыли «Карадагскую галерею». В ней экспонировались картины и произведения искусства, подаренные биостанции в разные годы известными и молодыми мастерами Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга. В течение нескольких лет его тематические и персональные выставки экспонировались как в галерее, так и музеях Феодосии, Старого Крыма, Симферополя.
Евгению Исааковичу посчастливилось повторить пушкинский маршрут из Феодосии в Гурзуф, после которого появилась серия пейзажей — от Карадага до Севастополя и Балаклавы. Так родилась выставка «Там, где море вечно плещет…», показанная в 2004-м в Москве в Доме Н. Гоголя, затем в Музее-заповеднике В. Поленова и в Больших Вяземах — Музее-заповеднике А. Пушкина. Завершилось путешествие картин в 2006-м в Санкт-Петербурге, на набережной реки Мойки, во Всероссийском музее А. Пушкина. Позже автор передал ему эту серию картин, которую назвал «Вослед путешествию Александра Пушкина на корвете «АБО» из Феодосии в Юрзуф».
Особый интерес художника вызывает панорама. Летом он работал на склонах Берегового хребта, откуда хорошо видны скальные вершины. Делал рисунки сепией и пастелью, затем из 40 листов карандашных видов воссоздал натурный рисунок панорамы в графическом материале «Кара-Даг — Эчки-Даг — Меганом — Чёрное море». Это стало своеобразным обращением к памяти крымского геолога-географа Александра Клюкина, который более тридцати лет отдал Карадагу. Масштабную работу Владимирова впервые представили на конференции к 70-летию учёного в Крымском научном центре Таврического университета.
В 2010 году панорама экспонировалась в Державинской усадьбе на Фонтанке Всероссийского музея А. Пушкина в Петербурге, в 2016-м — в Центральном Доме архитектора в Москве. Оригинал круговой панорамы в 360° «Кара-Даг — Эчки-Даг — Меганом — Чёрное море» художник два года назад подарил Государственному Эрмитажу.
Помимо выставочной деятельности, супруги Владимировы увлечены исследовательской работой, участвуют в научных конференциях.
В этом году художник отметил 85-летие. Свою юбилейную выставку графики «Киммерия. Горы позвали…» он открыл в Визит-центре Карадагского природного заповедника. В экспозицию вошли и рисунки 1961 года, когда он путешествовал по горам Крыма и Кавказа.
Выставка продлится до 31 марта.
Марина ФЕДОРЕНКО
Источник: «Крымские известия»