Найти в Дзене

Отправляемся в Москву начала XX века и удивляемся количеству бесплатных музеев

Оглавление

Я хотела вначале рассказать о торговых пассажах, крытых галереях с рядами магазинов, но подумала, что будет намного интереснее оказаться в Москве начала XX века.

Представьте, что вы приехали в Москву на выходные. На дворе 1911 год или 1912. Словом, начало XX века. Царская Россия. И у вас в кошельке 200 рублей (столько я как раз насчитала в своем).

Что там у нас с ценами. Средняя зарплата 35 рублей (хотя генералы получали 500 рублей). Шикарный гостиничный номер в день стоил 5—8 рублей, в месяц можно было арендовать комфортабельную квартиру в центре рублей за 100—150, на окраине и без комфорта за 10 рублей и меньше. Ж/д билет из Петербурга в Москву первым классом стоил 16 рублей. За отправку письма брали 3—4 копейки. Можно и пошиковать!

Заселяемся в гостиницу

Для начала нужно найти гостиницу. Выбираем самую лучшую. Таковыми считались «Националь» на углу Тверской и Моховой, «Метрополь» на Театральной площади. На Пушечной улице находилась гостиница «Альпийская роза».

Было множество и других: «Билло» на Большой Лубянке, «Лоскутная» на Тверской, «Берлин» (сейчас «Савой»). А вот в гостиницу «Медведь» на Рождественке, 13 лучше было не заселяться. Место это считалось злачным, туда наведывались офицеры после «Сандунов».

Проезд, как доехать до гостиницы

Конечно, до гостиницы уж точно довез бы извозчик. Но какие еще в те времена были варианты? Оказывается, море.

Трамвай

Трамвай был похож на московское метро: 28 линий, включая кольцевые. За проезд одной станции пришлось бы выложить 5 копеек.

Конка

Постепенно конка упразднялась. Не напоминает сегодняшнюю ситуацию с трамваями? Хотя цена билета была не такой уж и высокой. За проезд на одной линии 5 копеек.

Паровичок

Ходил от Бутырской заставы в Петровско-Разумовское. Да-да, сейчас бы на нем можно было доехать до Тимирязевской академии. Раньше она называлась Петровская академия. Цена билета от 5 копеек. Зимой пришлось ждать целый час (!).

Извозчик

Это как поездка на такси. Только вот никакой таксы, зато торг уместен. В среднем извозчику платили 20 или 25 копеек, но он мог запросить и 50!

Выбирай извозчика, зато прокатишься с ветерком
Выбирай извозчика, зато прокатишься с ветерком

Хотя в 1912 году все же можно было прокатиться на автомобиле. За первую версту плата в 40 копеек. За каждую последующую 30 копеек! Ночью надбавка +20 процентов. Надувательство. Дорого.

Линейка-омнибус

Так назывался омнибус, который ходил летом между Москвой и ее окрестностями. Ходил от Трубной площади в Останкино (вот тебе уже и окрестности), а также от Крестовской заставы мимо села Алексеевского до Останкина.

А такой вид транспорта, как пароход, можно выбрать уже после заселения в гостиницу. В те времена в Москве было аж три пароходных линии на 16 верст.

Первая линия. Дорогомиловский мост и Воробьевы горы. По будням поездка встала бы в 10 копеек за полный маршрут. По праздникам — 15 копеек.

Вторая линия. Болотная площадь — Воробьевы горы. Та же стоимость проезда.

Третья линия. Москворецкий мост — Симонов монастырь и завод Бари. В будни 5 копеек, в праздники 10 за все расстояние.

Что делать после заселения?

Отправляться по дворцам (спойлер: бесплатно)

Потешный дворец, сооруженный Алексеем Михайловичем, теремной дворец, Большой Кремлевский (открыт только главный вход со стороны Москвы-реки), невзрачный внешне и великолепный внутри Малый Кремлевский Николаевский дворец (был сооружен в царствование Екатерины Великой, но не сохранился до наших дней). Во все эти дворцы пускали по будням с 10 до 15 часов совершенно бесплатно по билетам дворцовой конторы.

Грановитая палата (Тронная и Большая подписная палата) служила для приема послов и торжественных собраний двора
Грановитая палата (Тронная и Большая подписная палата) служила для приема послов и торжественных собраний двора

Что еще можно было осмотреть бесплатно?

Оружейную палату, патриаршую ризницу (с 11 до 14 часов), взобраться на колокольню Ивана Великого (ежедневно в любое время). Полюбоваться тропическими растениями сада Александровского дворца. Да-да, в те времена Александровский сад украшали аллеи, беседки, мостики, оранжереи, пруды. Вход также был бесплатным.

Исторический музей был также бесплатным, но осматривать его можно было с 11 до 15 часов, зато каждый день. Библиотека Исторического музея работала каждодневно с 10 до 15 часов.

Вообще, во многие музеи и картинные галереи можно было сходить бесплатно. Некоторые даже и открыты были только в воскресные дни или выходные. Например, Зоологический музей при Московском Императорском университете. А Третьяковская галерея работала все дни, кроме понедельника. В некоторые картинные галереи можно было попасть только с разрешения владельца.

Какие еще музеи?

Румянцевский публичный музей — один из лучших музеев России находился на углу Моховой и Знаменки. Это был музей в музее. По воскресеньям музеи работали бесплатно, в прочие дни бралась плата за вход 20 копеек. В Политехнический музей можно было попасть бесплатно по воскресеньям, четвергам и пятницам. По средам и субботам вход 15 копеек.

Что дальше? Поесть

Отдохнуть можно было в кофейной Филиппова на Тверской улице. Вообще, кофеен Филиппова было несколько, ну чем не сеть Кофеманий? Правда, внутренняя отделка была намного элегантнее.

Если захотелось поесть поплотнее, то можно было зайти в кухмистерскую. Так раньше назывались столовые. Такие были и на Лубянке, и на Тверском бульваре. В Москве было и несколько вегетарианских столовых. Одна из них в Газетном переулке так и называлась Вегетарианская столовая.

Рестораны стоили подороже (от рубля и выше). Уже в те времена можно было поэстетствовать в «Баре» при гостинице «Европа» или в ресторане «Прага», который нынче закрыт.

Изрядно сэкономив на посещении музеев и библиотек и потратившись на рестораны, во второй части поста мы отправимся за покупками.