Царь Иван Васильевич по прозвищу Грозный, несомненно, одна из ключевых фигур отечественной истории. С его именем связаны глобальные изменения в системе управления и строительства государства, которые несли в себе много нового, но одновременно и опирались на тысячелетние традиции Руси, заложенные еще киевским властителем Олегом, который стал приемником легендарного Рюрика в легендарном стольном Киеве во время зарождения Руси, как государственного образования
О великом, жестоком и мудром государе мнения ученых и просто интересующихся собственным прошлым людей так же противоречивы, как и сама личность обсуждаемого исторического персонажа. Его попеременно именуют то кровавым тираном, то едва ли не величайшим государственным деятелем, но сегодня я хотел бы заострить читательское внимание на одном малоизвестном эпизоде, связанном с личностью московского властителя, который возможно для многих пошатнет устоявшиеся о нем представления.
Как мы уже писали, в одной из предыдущих публикаций, в определенный период правления Ивана Васильевича на Руси существовал своеобразный аналог парламента под названием «Избранная Рада». Среди ее виднейших участников был и ближайший на тот момент друг и сподвижник царя Алексей Адашев. Его, несомненно, можно назвать одним из самых передовых деятелей своей эпохи.
Стоит отметить, что он с уважением относился к западным традициям и активно отстаивал политику умеренного их насаждения на русской почве. Кроме того в хозяйстве столичного дворянина была крупнейшая в столице библиотека светской литературы, что в тогдашней теоцентричной общественной философии было явлением почти исключительным. Вместе с тем нужно сказать, что Грозный, будучи сам большим почитателем книжного слова не осуждал своего друга за такое увлечение и множество, раз говорил о том, что ему хотелось бы лично увидеть, какие издания есть в домашнем собрании Адашева. Наконец московский государь прибыл в усадьбу фаворита и первым делом отравился именно в книжную палату. Через некоторое время после знакомства с ее содержанием Иван Васильевич произнес слова, которые можно без преувеличения назвать великими и которые возможно будут удивительными для его завзятых критиков. Повернувшись к Адашеву, он сказал: Да, Алексей, всё у меня есть, а ты богаче.
Человеку из XXI века, возможно, будет сложно в это поверить, но главным богатством Иван Грозный посчитал не золото, драгоценные камни или сибирские меха, которые уже тогда были в большой цене, а книги, которым наши с вами современники активно предпочитают новомодным гаджетам за которые готовы выкладывать десятки, а то и сотни тысяч рублей. А ведь наши предки еще несколько веков назад оставили нам непреложный завет: «Не забывайте книги». И они, несомненно, желали бы, чтобы их мудрые слова всегда оставались актуальными, несмотря на то в какую эпоху придется жить их потомкам.
Все дело в том, что в отличие от нас они понимали не просто физическое, а именно сакральное значение книги.
Так повелось еще со времен крещения Руси в 988 году.
Это эпохальное событие не только оказало колоссальное влияние на духовный мир восточных славян, но и породило еще одно важное явление- культ книги.
Так как божественное слово обученными грамоте людьми извлекалось, как правило, именно из книги она в глазах массы верующих обрела точно такую же святость, как икона или же атрибуты церковной службы. И такая традиция с тех времен и вплоть до революции активно развивалась. Так Ярослав Мудрый, которого так прозвали именно за любовь к книгам и чтению, выдавая свою дочь за норвежского короля Гарольда получил в подарок от последнего не серебро и золото, а два больших сундука книг.
Видимо северный варвар хорошо успел изучить вкусы своего тестя, что делает ему честь. Учитывая изложенные факты можно признать справедливым и то обстоятельство, что грамота на Руси ценилась не дешевле хлеба.
Даже не слишком богатые семьи старались изыскать средства, чтобы обучить своих детей читать и писать. Несмотря на патриархальный быт Руси к грамоте нередко тянулись и женщины.
Сестра Петра Первого царевна Софья известная своим государственным умом и сильным характером наряду со своими братьями-царевичами Иваном и Петром проходила обучение у одного из самых образованных людей семнадцатого столетия Симеона Полоцкого и оказалась, как покажет время, весьма способной воспитанницей.
Исторически сложившуюся ценность книги для русского человека подтверждает еще один эпизод.
Когда в 1382 году хан Тохтамыш дошел до Москвы и сжег ее самой большим уроном от этого события, посчитали не разрушенные пожаром здания, а утерю крупнейших монастырских библиотек, которые, разумеется, были не восстановимы.
В этот же ряд можно поставить сцену из книги Алексея Иванова «Тобол», когда Семен Ремезов во время пожара в собственном доме спасает не кухонную утварь и материальную часть имущества, а именно уникальное собрание книг, которое он бережно и с любовью коллекционировал много лет.
В современных условиях человек, очевидно, войдет в горящий дом не с целью сохранить устаревший в его глазах массив бумажного носителя, а айфон последней модели, в котором заключена вся его жизнь.
Я много раз уже говорил о том, что огромная часть нашего общества мало знает собственную историю, но сегодня я веду речь не о том, что существует неосведомленность граждан о некоторых исторических событиях и датах. Увы, мы пренебрегаем словами наших предков о том, как многое должна значить книга в нашей жизни.
Даже те, кто еще сохранил привычку к чтению, спокойно берут книгу липкими руками, или же просто разбрасывают их по дому не проявляя к ним не малейшего уважения, что в свое время тоже было недопустимо. Увы, сегодня мы берем пример не с Ярослава Мудрого или его великого отца, а с пьяных революционных матросов, которые занимая квартиры старорежимных бар, сваливали их книги в сарае вместе с дровами, чтобы растапливать ими печь.
Отуманенные революционным угаром люди просто не в состоянии были понять, что жгли они не бумагу с буквами, а собственное будущее и свою душу.
Многие в курсе, что во время нахождения Адольфа Гитлера и нацисткой партии у руководства культурнейшей странной Германией там тоже сжигали книги. К какой катастрофе привела подобная политика, не нуждается в пояснении.
Кто- то может сказать, что это дела давно минувших дней и люди изменились, но такое представление весьма обманчиво.
Как известно эволюционный процесс характеризовался, коротко говоря тем, что наши предки слезли с дерева и взяли в руки палку. Если же общество будет развиваться, так как это происходит сейчас, весьма реалистичной станет выглядеть перспектива того, что мы, хоть и с электроникой в руках вернемся на дерево и со временем разучимся даже разговаривать.
Потребность в этом навыке просто отпадет. Ведь есть месседжеры и в них можно писать. Впрочем, в отсутствии чтения можно и эту способность утратить.
В заключении хотелось бы обратиться к своим читателям, до тех пора это слово не превратилось в анахронизм. Итак...
Дорогие читатели «Ломоносов - клуба»
Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что подростки сегодня мечтают о новом телефоне самого раскрученного бреда и не хотелось бы их разочаровывать. Но рискните, и помимо такой дорогой игрушки купите обожаемому чаду еще и какую-нибудь книгу и прочите ее вместе с ним, даже если он давно уже может читать самостоятельно.
Дело в том, чтобы приучить ребенка к чтению он должен его увязывать с чем- то очень приятным, в том числе и с душевным общением с мамой или папой. И если будет так, то возможно мы еще увидим то время, когда коробку с модной электроникой малыш будет открывать с кислой миной, а увидев подаренные печатные издания, будет визжать от счастья, а не наоборот, как это можно увидеть в роликах на Ютуб.
Дорогие читатели я искренне желаю вам быть богатыми, причем не, только в современном звучании этого слова, а в том смысле в каком его когда то понимали Алексей Адашев и Иван Грозный.
Читайте и будьте счастливы.