Найти тему
Музей истории религии

Через гнев к просветлению

Наверняка, вы задавались вопросом, кто же пишет статьи для музейного канала. В 90 % случаев - это научные сотрудники музея, хранители фондов, экскурсоводы, которые представляют здесь не просто свои знания, а результаты настоящих исследований, новые атрибуции, все самое интересное, чем они могут поделиться. Сегодня мы решили несколько изменить правила и представить на ваш суд статью студента 1 курса магистратуры программы Религиоведение Санкт-Петербургского государственного университета Андрея Лосихина. Студенты этого направления - постоянные гости нашего музея, здесь же они проходят практику, многие становятся сотрудниками музея после окончания университета.

Итак, статья!

Колесо Дхармы, совершив третий оборот и попав на тибетскую почву, пропитанную древним шаманским духом, породило на свет новое направление в буддизме, практики которого поражают воображение. Буддизм ваджраяны предполагает мгновенное, как вспышка молнии, просветление, обретаемое в течение одной земной жизни. Такой путь представляется адептам Алмазной Колесницы наиболее эффективным и плодотворным, однако вместе с тем - он и самый опасный. На пути к просветлению буддисты Тибета не боятся погружаться в пучины бессознательного, вступая в контакт с мрачными архетипическими образами и используя их для своей цели. Разумеется, избравший такой путь монах должен быть крайне осторожен, ведь малейшая ошибка может привести к безумию.

Фрагмент раздела постоянной экспозиции Музея истории религии "Религии Востока: буддизм"
Фрагмент раздела постоянной экспозиции Музея истории религии "Религии Востока: буддизм"

Одной из такого рода практик, потенциально опасных для сознания адепта, является практика, базирующаяся на культе гнева. Буддисты Тибета считают, что борьба с аффектами сознания (клешами ) должна вестись не путём их уничтожения, а через осознавание и дальнейшее преобразование аффектов в состояние пробуждённого сознания. В случае с гневом помощником практикующего выступает идам Ваджрабхайрава. Идам в тибетской традиции – это божество, являющееся объектом медитации и выступающее в качестве покровителя какой-либо буддийской школы или отдельного верующего. Считается, что созерцание идама и отождествление себя с ним ведёт к просветлению. Идамы различаются по полу и эмоциональному состоянию, бывая спокойными или гневными, что в свою очередь определяет их иконографический облик.

Идам Ваджрабхайрава – воплощение гнева. Об этом нам говорит и его имя, в переводе с санскрита означающее «алмазный и гневный». Другое имя идама – Ямантака, что означает «победивший Яму» (бога смерти и владыки многочисленных адов). Считается, что милостивый бодхисаттва Манджушри принял облик гневного Ваджрабхайравы, чтобы одолеть разбушевавшегося Яму. Победа Манджушри знаменовала собой торжество алмазной мудрости над невежеством (авидья ), страданием (дуккха ) и смертью, а сам Яма был превращён в дхармапалу, то есть защитника Дхармы, буддийского учения.

Ямантака, Тибет, XIX в., бронза, литье, чеканка, золочение
Ямантака, Тибет, XIX в., бронза, литье, чеканка, золочение

Скульптурное изображение Ваджрабхайравы расположено на основной экспозиции музея, в зале, посвящённом буддизму. Оно представляет собой идама, находящегося в акте соития со своей духовной супругой Ваджраветали. Неудивительно, что тибетские буддисты, активно обращающиеся к образам бессознательного, не обошли стороной и сексуальность. При этом использующиеся ими сексуальные образы имеют символическое значение и соответствуют основным положениям буддийской доктрины. Так, женское божество символизирует собой мудрость (праджню ), а мужское – сострадание (каруна ) и метод (упайя ). Их союз – это и есть пробуждение (бодхи ). Нагота этой божественной пары – символ освобождения от иллюзий и заблуждений.

Ваджрабхайрава (Ямантака). Тибет. XIX в. Металл, краска; литье, золочение
Ваджрабхайрава (Ямантака). Тибет. XIX в. Металл, краска; литье, золочение

Образ идама многосоставной, и каждый элемент наделён тем или иным значением. Стоящие дыбом волосы Ваджрабхайравы – знак его Просветлённости. 16 ног идама означают 16 аспектов пустотности (шуньяты ). Ногами он стоит на животных, которые в свою очередь опираются на головы индийских богов. У Ваджрабхайравы девять голов, соответствующих 9 разделам буддийского канона. Бычья голова когда-то принадлежала Яме и была срублена одержавшим победу Манджушри. Два рога бычьей головы символизируют две истины буддизма: относительную, обусловленную мирскими значениями, и абсолютную, истину высшего смысла. На гневных головах Ямантаки по три глаза, причём третьи созерцают высшую реальность. У идама 34 руки: двумя он обнимает свою супругу, а в остальных держит различные атрибуты, часть которых была утрачена. 34 руки Ваджрабхайравы вместе с его умом, речью и телом соответствуют 37 аспектам Просветления. Сама фигура была привезена из Тибета и датируется XIX в.

C цена включает в себя также созерцающего монаха, расположившегося подле Ваджрабхайравы. Он одет в ритуальные одежды, а перед ним раскрыта книга с текстом Ваджрабхайрава-тантры. Этот священный текст был написан в VIII в. и относится к классу ануттара йога-тантр (тантр наивысшей йоги). Он объясняет, как в процессе медитации трансформировать гнев в высшую мудрость, обретающую единство и недвойственность. Как мы помним, буддийские тантрические практики крайне опасны для тех, кто ими занимается. И, действительно, монах, созерцающий Ваджрабхайраву, имеет дело с одним из трёх опаснейших ядов сознания (невежество (авидья ), гнев (рага ) и страсть (двеша )), лежащих в основе сансарического бытия, преисполненного мучительных страданий. Поэтому к такой практике допускаются только те адепты, которые прошли все предшествующие ступени посвящений и обладают необходимым уровнем подготовки.

Раздел постоянной экспозиции "Религии Востока: буддизм"
Раздел постоянной экспозиции "Религии Востока: буддизм"

Практика начинается с того, что адепт обращается к божеству, читая соответствующую тантру, а также делая подношения, сопровождаемые ритуальными движениями. В качестве подношений используются балины, изготавливаемые из глины или теста. Постепенно монах визуализирует образ Ваджрабхайравы, то есть видит его в своём сознании, как наяву. Он отождествляется с образом божества, считая его своим покровителем и наставником, и приобретает его свойства.

В руках у монаха мы можем заметить два предмета, обладающих важным символическим статусом. Это колокольчик и ваджра. Колокольчик символизирует мудрость (праджню ), соотносимую с женским началом, а ваджра – сострадание (каруна ) и метод (упайя ), выступающие в качестве мужских характеристик. Совместное использование колокольчика и ваджры – это снова повторяющийся символизм единения мужского и женского начал, приводящего к просветлению.

Обстановочная сцена «Созерцание Ваджрабхайравы» - яркая иллюстрация богатой символическими смыслами традиции тибетского буддизма. Прочитывая составляющие её элементы, мы находим в каждом из них важные для буддиста значения. Внимательный взгляд на Ваджрабхайраву и созерцающего его монаха – это не только получение эстетического удовольствия, но и знакомство с буддийской доктриной и практикой.