Найти тему
Иван Загребин

Русский язык – для всех! Ч. 4-я

Русский литературный язык, появившийся и живущий во многом благодаря Великому Поэту Александру Сергеевичу Пушкину, связывает всех нас во времени и пространстве, соединяет разные поколения и народы России и других государств – не только в республиках бывшего СССР.

Там, где безумие пока ещё не стало основой государственной политики (как на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии и других колониях США), русский язык учат охотно и активно.

Вот что ещё об этом и другом нам рассказала Ядвига Леонидовна Березовская – доцент кафедры русского языка как иностранного Института лингвистики и международных коммуникаций (ИЛиМК), входящего в структуру Южно-Уральского госуниверситета (ЮУрГУ), руководитель научно-образовательного и координационного центра «Институт Пушкина».

Начало СМ. ТУТ.

Часть 2-ю СМ. ЗДЕСЬ.

Часть 3-ю СМ. ТУТ.

Робот помогает в работе

– В течение нескольких лет, – продолжает рассказ Ядвига Леонидовна Березовская, – мы выигрывали гранты Минобрнауки России на поддержку и развитие преподавания русского языка за рубежом. Так, нам был выделен грант на создание роботизированной диалоговой системы и массовых открытых онлайн-курсов – и эти курсы появились в ЮУрГУ уже в 2018 году. Курсы бесплатны, чтобы получить к ним доступ, достаточно иметь возможность выйти в интернет. Они рассчитаны на носителей арабского и китайского языков – причём есть градация по уровню подготовки: для начинающих, для хорошо знающих и для желающих совершенствоваться. Курсы национально ориентированы, поскольку в китайском, например, нет аналогов для одних русских звуков, а в арабском – для других. Роботизированная лингвистическая система – это антропоморфный робот NAO. Он используется в вузе в учебной и демонстрационной деятельности, умеет рассказывать об университете, отвечать на вопросы, может даже пожать руку. В проекте задействованы специалисты трёх кафедр: русского языка как иностранного, международных отношений, политологии и регионоведения; информационно-измерительной техники, а также Института открытого и дистанционного образования (ИОДО). Здесь сотрудничаем с Высшей школой электроники и компьютерных наук ЮУрГУ: в работе по тематике робота NAO нам помогал кандидат технических наук, доцент кафедры информационно-измерительной техники Дмитрий Алексеевич Кацай. Проработан сценарий: что должен говорить робот – а в его память теоретически можно вложить фразы на 20 языках! NAO очень удобно использовать при обучении студентов: во-первых, он может, не уставая, много раз повторять одно и то же, а во-вторых, привлекает внимание, молодёжь реагирует на него позитивно, заинтересованно. Робот способен вести диалог с обучающимися, а кроме того, его можно подключить к серверу – и проанализировать полученную информацию: например, правильно ли студент произносит русские слова, корректно ли строит фразы.

Кроме того, мы создали виртуальный лингафонный кабинет. С его помощью можно научить правильно произносить звуки. Это очень важно: ведь, например, в арабском или китайском нет некоторых звуков, характерных для русского, и наоборот. При этом кабинет поможет найти в русском алфавите соответствующую звуку букву, сообщит, какие нужно сделать упражнения, чтобы научиться произносить «трудный» звук – и подскажет, правильно ли они выполнены.

(продолжение следует)