Найти тему
Ирина Щедрова

Прощеное воскресенье. Кому нужно формальное «прощение»

Добрый день всем! Рада приветствовать на канале «Человек в мире людей»! Сегодня тема непростая - о прощении. Специально не стала публиковать в воскресенье, дождалась пока схлынет поток открыток и роликов из tik-tok, россыпью рассылаемых в мессенджерах.

Именно они и вызывают недоуменный вопрос: «Кому нужно это формальное, показное «прощение»?

Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал
Поддержите материал лайком, а автора-подпиской на канал

Мой ответ-никому. Ни Богу, ни людям, ни православным, ни вообще. Тогда зачем это все? Попробую объяснить.

Сама техника прощения-одна из самых сложных с точки зрения любой психологии. Как духовной, так и вполне светской. Не случайно во всех доступных формах проводятся тренинги, марафоны, личные и групповые практики, направленные на прощение.

Простить родителей, иначе движение вперед невозможно в принципе, так говорят самые различные гуру. Простить обидчика, чтобы вдохнуть свободно и продолжить жить. Простить детей и перестать им пенять «вы должны…». У каждого свой болезненный блок "прости".

И он действительно болезненный, иначе все религии, культуры и психологии не сходились бы в мысли о том, что любое движение вперед возможно лишь после того, как простил, отпустил обиду, оставил за спиной все претензии, как мешок с камнями. И лишь тогда пошел в гору.

Православное #Прощеноевоскресенье как раз предваряет такую гору-Великий Пост. И духоносные отцы прошлого заповедали христианам, прежде чем браться с нелегкое восхождение по ступеням духовности, остановиться, подумать...

...Вспомнить всех, кого обидел сам... Вспомнить тех, обиду на которых ты годами, может быть, тащишь на своих плечах. Вспомнить их всех и простить.

Непросто? Да, весьма непросто.

«Она мне такое сделала! Да чтоб я ее простила!» - горячится дама.

А что вы предлагаете ей сделать, той обидчице? Ударить? Отомстить как-то иначе? Она, возможно, живет и даже не знает о вашей глубочайшей обиде.
А ВАС эта обида поглощает, душит и не дает спать. Так что лучше? Продолжить жить с обидой или выпустить ее как пар из кастрюли и попрощаться?

Не случайно во многих практиках есть и ритуальные действия, связанные с прощением. Написать и сжечь…растворить…отпустить в реку…

Человеку проще делать что-то руками, выполнять действия, результат которых виден невооруженным глазом. Так легче, и практики предлагают широкий ассортимент действий. Суть их одна – простить и отпустить.

Про собственное «прости» говорить еще сложнее, если оно искреннее. Потому как предлагается не просто процедить сквозь зубы: «Ну прости…»

А именно от сердца произнести: «Прости меня! Я был невнимателен к тебе, а порой откровенно груб. Я не ценил твоего доброго ко мне отношения. Забывал поблагодарить. Я вечно не находил времени, чтобы выслушать тебя…»

Вроде бы все перечисленное и не смертный грех, но как тяжело сказать это ближнему, глядя в глаза!

Именно потому, что это тяжело, а работать над собой мы не любим и принуждать себя тоже, поэтому мы…отправляем гифки!

Кстати, даже элементарная вежливость запрещать рассылать картинки без личного текста
Кстати, даже элементарная вежливость запрещать рассылать картинки без личного текста

А что, традиция соблюдена, про Прощеное не забыл, картинку отправил всем, даже без подписи… Это ж просто! Не то что ломать себя, подходить к человеку и просить прощения.

Бабушки в церкви, не знающие гифок, иногда подходят друг ко другу и говорят: «С прощеньицем тебя, Петровна!» «И тебя, Васильна, с прощеньицем!»
Как в той рекламе «Все правильно сделал!»

Ан, нет. Не правильно. Такое прощение не нужно ни человеку, ни Богу. Как раз с этого я и начала статью.

Вот и получается, что Православие одно, а православные все разные. Кто-то напряженно работает над собой, с усилием и болью приносит это «Прости» в канун Великого Поста.

Кто-то рассылает виртуальную тонну виртуальных картинок.

А кто-то, не будучи православным, проходит практику прощения у психолога и приносит горячее покаяние и прощение близким, прошлому, самому себе…

И, искренне недоумевая, задает вопрос православным: «Зачем вам такое формальное прощение?» И тут он оказывается ближе к истине, чем те, кто поздравляет друг друга «С прощеньицем».

-3