Найти тему
56-я Параллель

С какими же двигателями полетит турецкий беспилотник Akinci, которые ранее планировали закупать у украинской «Мотор-Сич»

Турецкий перспективный беспилотник Akinci Taarruzi IHA компании Baykar. Источник фото sanalbasin.com
Турецкий перспективный беспилотник Akinci Taarruzi IHA компании Baykar. Источник фото sanalbasin.com

В последнее время весь мир завороженно смотрит на то, как ведёт себя над полем боя массово применяемый турецкой армией беспилотник Bayraktar TB2.

Всё началось с того что в сентябре 2019 года в Ливии турецкие беспилотники сорвали наступление на Триполи вооруженных формирований Хафтара.

Затем, в феврале 2020 года основные турецкие беспилотники Bayraktar TB2 не плохо показали себя в сирийской провинции Идлиб. И наконец, осенью 2020 года много шуму наделало их боевое применение в Нагорном Карабахе.

Этот беспилотный аппарат производится турецкой авиастроительной компанией Baykar, которую в 1984 году основал Оздемир Байрактар. Сегодня фактически этой компанией управляет технический директор и совладелец, его сын Сельчук, который в свою очередь женат на дочери Эрдогана.

Сельчук Байрактар
Сельчук Байрактар

Свою деятельность фирма Baykar начинала с того, что выпускала газонокосилки, насосы и малогабаритные электрогенераторы. Однако, после учебы в США возвращается средний из трех сыновей Оздемира - Сельчук.

Стоит отметить, что состояние родителей позволяло ему с ранних лет увлекаться конструированием управляемых авиамоделей. В результат чего, как любимому сыну Оздемир Байрактар разрешил ему получить американское образование, совпадающее с его хобби.

Вернувшись домой с дипломом магистра Сельчук уговаривает отца выделить ему мастерскую и самых лучших помощников. Буквально за полгода эта команда под руководством дипломированного авиаконструктора Сельчука сконструировала и испытала первый турецкий беспилотный летательный аппарат, который проходил под обозначением Bayraktar А.

Этот беспилотник был предложен турецким военным. Однако эта модель им не понравилась, да и вообще можно сказать, что она их вовсе не устроила. Аппарат был не достаточно надежным, особенно его внешнее управление, да и «козление» при посадке говорило само за себя. Однако военное ведомство выделили деньги на его доработку и устранение всех недостатков.

В результате такого поворота глава компании Оздемир Байрактар решил собрать специалистов по всему миру, и только после 2-х лет доработок на вооружение турецкой армии в 2007 году был наконец-таки принят существенно переработанный вариант Bayraktar B, который вообще не садился по самолетному, а спускался на парашюте. Правда стоит отметить, что военные закупили их всего в количестве 19 штук.

Bayraktar B
Bayraktar B

Однако именно этот успех, пусть даже и весьма скромный, укрепил Байрактара во мнении, что их компания теперь стоит на правильном пути и Сельчук Байрактар начал разработку более крупного беспилотника.

А уже в 2009 году турецкой армии был представлен беспилотник Bayraktar РТ-1, о котором по каким-то причинам в русскоязычных источниках не было вообще ни единого материала.

В серийное производство этот аппарат не пошёл, однако именно на нём отрабатывались приемы управления и тактика применения.

И когда в 2014 году появился Bayraktar TB2, Bayraktar РТ-1, которых было всего лишь 2 экземпляра, то им присвоили индекс TB1. Управление Bayraktar TB2 осуществляется из наземных мобильных командных пунктов, установленных на автомобильном шасси.

Концептуально турецкий БПЛА изначально задумывался, как аналог американского MQ-1 Predator. Однако в итоге он получился несколько меньше и значительно легче заокеанского хищника.

Bayraktar РТ-1 (TB1)
Bayraktar РТ-1 (TB1)

В то время Bayraktar TB2, с четырёхцилиндровыми поршневыми двигателями семейства Rotax 912, мог нести всего 55 кг. Такое положение дел не устраивало турецких военных, так как по техническому заданию серийный БПЛА за один вылет должен был поражать сразу 2 цели.

Предполагалось, что Bayraktar TB2 должен был брать под крыло две американских самонаводящихся ракеты AGM-114 Hellfire, общей массой более 90 кг.

Тогда представители Bayraktar обратились к разработчику боеприпасов турецкой фирме Roketsan с просьбой сделать умный легкий противотанковый бомбовый боеприпас без ракетного двигателя и управляемый по лазерному лучу. В результате на свет появился боеприпас MAM - L калибра 160 мм и весом 22 кг.

Таким образом Bayraktar TB2 обрел способность уничтожать за один вылет по 2 цели, как и предполагалось требованиями ТТХ.

Сброшенная с 8-ми километровой высоты это свободно падающая бомба, управляется по лазерному лучу, а её боевая часть может быть не только кумулятивной, но и осколочно-фугасной и даже термобарической.

Bayraktar TB2
Bayraktar TB2

Но даже после подвешивания на Bayraktar TB2 двух таких бомб оставался 11 килограммовый запас грузоподъемности, и для того чтобы заполнить этот запас компания Roketsan предложила дополнительно использовать разработанный ею управляемые вариант 70 миллиметровых боеприпасов MAM - C весом 6,5 кг, сделанных на базе неуправляемых ракет.

Однако вместе с этими 2-мя ракетами общая боевая нагрузка на 2 кг превышала грузоподъёмность, и в случае их подвешивания в топливные баки приходилось заливать меньшее количество топлива.

Большая высота полёта до 8 тыс. метров делала невозможным применение против этого беспилотника стрелкового оружия, автоматических зенитных малокалиберных пушек, а также переносных ЗРК, так как головки самонаведения переносных ЗРК вряд ли захватят такую цель из-за её малой тепловой сигнатуры.

В трех вооруженных конфликтах, в которых он успел поучаствовать, по официальным данным турецкой стороны их было сбито всего 16 экземпляров. Как правило, весьма перспективными средствами борьбы с беспилотниками являются средства РЭБ.

Однако на вопрос о том, чем всё-таки - пушками или ракетами, пресс-службы их армии обычно отвечают, что современными средствами противовоздушной обороны. Но вот сирийцы расшифровали эти средства ПВО, как Бук-М2Э 1988 года разработки.

Стоит отметить, что TB2 сегодня уже не является последним словом беспилотной турецкой техники. Еще 6 декабря 2019 года свой первый полет совершил более совершенный турецкий БПЛА весом 5,5 тонн, который на данном этапе проходит под обозначением Akinci Taarruzi IHA.

Опытный образец БПЛА Akinci получил два турбовинтовых двигателя семейства АИ-450Т, производимые украинской компанией «Мотор Сич».

Турбовинтовой двигатель  АИ-450 украинско-китайской компании "Мотор Сич"
Турбовинтовой двигатель АИ-450 украинско-китайской компании "Мотор Сич"

Каждый из этих двигателей развивает до 750 л.с., позволяя беспилотнику подниматься на 12 тыс. метров, а общая боевая нагрузка этого аппарата составляет 1350 кг.

Тем не менее, более дешевые Bayraktar TB2 скорее всего будут еще долгое время занимать свою средневысотную нишу.

Однако есть информация, что канадская фирма B ombardier наложила запрет своей дочерней компании Rotax поставлять в Турцию двигатели, устанавливаемые на Bayraktar TB2.

Так же непонятна теперь судьба поставок АИ-450Т. На фоне украино-китайских судебных разбирательств, по поводу национализации компании «Мотор Сич», которую ранее выкупили китайские инвесторы.

Так остается вопрос - с какими двигателями полетит турецкий беспилотник Akinci, которые ранее планировали закупать у украинской компании «Мотор Сич».
Кадры документального фильма канала TRT про Akinci
Кадры документального фильма канала TRT про Akinci

Турция отказывается закупать двигатели на Украине, если та в свою очередь не снимет санкций против Китая и не вернет им контрольный пакет акций, которые были заморожены украинским правительством.

Предполагается, что в таком случае компания Baykar заменит силовые установки для своих ударных БПЛА на двигатели турецкой копании «TEI».

-8

ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ