Иногда ко мне обращаются неизвестные мне люди из (около)христианской среды и начинают меня словесно прощупывать, чтобы узнать, что я думаю о Троице, считаю ли я Иисуса Богом и всё такое. Им очень важно определиться, с ними я или против них. Готов ли я ненавидеть и осуждать ариан, не признающих догмата о Троице, или же я сам арианин. Как будто третьего не дано.¹
Среди прочего звучит аргумент к словам Иисуса в Евангелии от Иоанна:
Я и Отец — одно.
(Евангелие от Иоанна 10:30)
Рассуждение такое:
- Отец Иисуса — это, конечно же, Бог.
- Иисус и Отец — одно (так Иисус сказал).
- Следовательно, Иисус и Бог — это одно и то же.
- Значит, Иисус — Бог.
На это я поднимаю вопрос: «одно» — значит «одно и то же»?
Собеседник, как правило, соглашаются: «Да, одно и то же, потому что Иисус Бог и всё такое».
Можно наблюдать, как исходный тезис «Иисус Бог» превращается в один из аргументов для его же обоснования. Это называется «круговая аргументация».
¹ Если вам интересно, есть ли другие варианты, то дайте мне знать в комментарии.
Предположим, что Иисус и Отец — одно и то же
В разговорах Иисуса с иудеями было еще одно интересное заявление:
Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.
(Евангелие от Иоанна 8:54)
Здесь Иисус заявляет, что слава Иисуса, которая исходит от него самого, — это ничто. Говоря по-нашему — пустышка, самохвальство.
Затем Иисус отмечает, что его прославляет его Отец — Тот, которого иудеи называют Богом.
Вопрос: почему это важно?
Что такого в том, что Иисуса прославляет его Отец?
Если принять, что Иисус и Отец — это одно и то же, то слава от Отца — это слава от самого Иисуса. А эта слава — опять же ничто.
Это перечеркивает все дела, которые делал Иисус во свидетельство иудеям. Это делает само свидетельство пустым и ничего не значащим. Как будто Иисус — просто фокусник. Или тот же служитель веельзевула, как его называли некоторые фарисеи (см. Евангелие от Матфея 12:24-28).
О такой ли славе говорил Иисус?
Отнюдь. Иисус противопоставляет собственную славу славе от Отца. Как будто это разные вещи. Как будто источник славы меняет ее содержание, ее характер, ее убедительность, меняет самую сущность этой славы.
Но источник славы может менять ее сущность лишь в том случае, если это другой источник. Таким образом мы приходим к заключению, что Иисус и Отец — не одно и то же. Они разные. И лишь поэтому их слава тоже разная.
Как же понимать заявление «Я и Отец — одно»?
Перед тем, как сказать про «одно», Иисус заявляет:
27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною.
28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей.
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
(Евангелие от Иоанна, глава 10)
Отец дал Иисусу овец, которые слушаются его голоса.
При этом овцы находятся в руке Отца — и одновременно в руке Иисуса.
Как это возможно? Может быть, их держат две разные руки?
Не исключаю. Но дело может быть еще и в том, что в руках Иисуса доверенные ему овцы не пропадут, потому что Иисус — хороший и надежный пастух:
11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.
(Евангелие от Иоанна, глава 10)
Наемнику плевать на овец: ему бы свою шкуру спасти. А хороший пастух дорожит овцами так, как дорожит ими их Хозяин. Руки Иисуса оберегают овец так же усердно, как это делают руки Отца. В этом смысле пастух и Хозяин стада — единодушны.
Заключение
Если вам интересно, что значит «Я и Отец — одно», то вот мой ответ: согласно рассуждению Иисуса, Иисус и Отец не могут быть одним и тем же существом, но они действуют сообща.
Не как одно и то же, но как одно целое.
А что вы думаете на этот счет?