Возможно, вы не задумывались над этим, но большинство из нас каждый день пользуются услугами бизнеса, который придумали и развивали женщины.
Доставка от WildBerries есть в каждом городе России. Основательница этой онлайн-империи Татьяна Бакальчук начинала бизнес в декрете, а теперь она — номер два в списке самых богатых женщин России. Сеть кофеен «Даблби» достигла оборота 1 миллиард ₽ в год под руководством Анны Цфасман. С вероятностью 50% вы делаете стрижку и маникюр в салоне, который открыла женщина. Именно женщины придумали посудомоечную машину и технологию, которая потом превратилась в Wi-Fi. Женское предпринимательство созидает, делает мир удобнее и красивее.
Сегодня на Сравни.ру мы запускаем проект «Бизнес “в розовом цвете”». Мы хотим разобраться, отличается ли женский подход к ведению дел от мужского? Встречаются ли предпринимательницы с непониманием или гендерными барьерами на пути к успеху? Узнать, какая поддержка нужна тем, кто только начинает, и где её можно получить. И конечно, вдохновиться историями женщин — основательниц успешных компаний.
Чтобы глубже погрузиться в вопрос, мы собрали интересные факты про женщин в бизнесе. Эти цифры показательнее многих слов.
Около 40% компаний в России основали женщины
По сравнению с мировым, показатель достаточно высокий — мы в числе стран-лидеров.
Также в 2020 году Россия поднялась с 16 места на 3 в рейтинге стран, в которых за последний год сильнее всего выросло количество женщин-предпринимателей.
По показателю общих условий для развития женского предпринимательства — наличию государственной поддержки, специальных программ, фондов — наша страна на 22 месте в мире. Рядом с нами Китай, Дания, Южная Африка и Сингапур. Первое место в этом рейтинге впервые занял Израиль, который поставил себе цель за два года увеличить количество женщин-предпринимателей в два раза и запустил соответствующие масштабные государственные программы поддержки.
Женщине — малый бизнес
Существует взаимосвязь между размером бизнеса и тем, кто стоит в его главе. Чем крупнее компания, тем меньше процент руководительниц.
Партнёр компании Deloitte Екатерина Трофимова в интервью Forbes поделилась следующей аналитикой: 20% небольших компаний с выручкой до 800 миллионов ₽ возглавляют женщины. Доля сокращается в больших организациях — до 12%. «В данном случае мы говорим как о владелицах бизнеса, так и о тех, кто стоит во главе, управляет процессом. В 200 самых крупных компаниях в России порядка 6,5% CEO — женщины».
Также отличается рентабельность бизнеса под руководством женщин. По данным кластера малого бизнеса МТС Банка, у таких компаний годовой оборот средств в среднем ниже в 1,5 раза, чем у компаний под руководством мужчин.
На 27,5% меньше банкротств
По данным аналитиков МТС Банка, женские компании реже становятся банкротами.
Среди предприятий, прекративших деятельность в 2020 году, 58% были открыты мужчинами и только 42% — женщинами.
Сервис, торговля и социальная ориентация
Отличаются и сферы, в которых женщины предпочитают вести свой бизнес.
МТС Банк также поделился статистикой, из которой видно, что женский бизнес пересекается с мужским только в сфере «Деятельность автомобильного грузового транспорта», в остальном топ компаний с лидерами-женщинами выглядит так:
- Салоны красоты и парикмахерские
- Розничная торговля продуктами питания
- Ресторанный бизнес
- Розничная торговля одеждой
- Бизнес-консультирование
- Реклама, PR и маркетинг
Так что кормят нас и делают красивее, консультируют и продвигают бизнес в основном женщины.
У мужчин основные сферы деятельности — это:
- Грузовой транспорт
- Строительство
- Такси
- Техобслуживание и авторемонт
Возраст и образование
По статистике МТС Банка, женщины открывают своё дело позже, чем мужчины.
Среди клиентов малого бизнеса МТС Банка средний возраст предпринимательниц — 46 лет. Мужчины открывают свой бизнес в среднем в 43 года.
Это связано с тем, что девушки сначала предпочитают получить образование, порой и не одно, а также построить карьеру по найму. При этом нужно учитывать, что самые активные годы жизни для многих женщин приходятся на отпуск по уходу за детьми. Только после этого часть из них пробуют себя в предпринимательстве.
Бизнес «в розовом цвете»
По данным исследования Индекса женского предпринимательства (WBI — Women Business Index) НАФИ, самые главные барьеры для женщин в бизнесе — это отсутствие финансовых возможностей, нехватка знаний и опыта ведения бизнеса, неуверенность в собственных силах. Но то же самое можно сказать и о мужчинах-предпринимателях.
Миф или реальность, что у женщин в бизнесе есть специфические проблемы, связанные с гендером, и что женщинам сложно найти гармонию между своим делом и семьёй? В статистических данных мы видим отличия женской модели ведения бизнеса, а как эти цифры преобразуются в настоящий бизнес-опыт? Мы решили спросить об этом реальных предпринимательниц.
В течение месяца мы будем общаться с вдохновляющими женщинами, которые основали и развивают свое дело. Это будет пять историй пути, миссии, сложностей и успеха.
9 апреля в Москве, в пространстве InLiberty, мы проведём встречу — круглый стол, на который пригласим наших героинь и всех желающих. Зарегистрироваться на мероприятие можно по ссылке — участие бесплатное.
Следите за проектом «Бизнес “в розовом цвете”» в соцсетях Сравни.ру и на нашем сайте.