Найти в Дзене
Finversia

1% банковских заёмщиков мигрировали в МФО

Оглавление

На конференции «МФО-Форум 2021» говорили о том, как индустрия пережила кризис 2020 года, о массовом переходе к выдаче займов онлайн и проблемах, которые сопутствуют данному процессу.

Автор: Федор Чайка

Единая стратегия развития рынка

Осман Кабалоев , начальник отдела регулирования банковской деятельности Департамента финансовой политики Минфина, рассказал о том, что в стратегическом документе по развитию финансового рынка микрофинансированию выделен отдельный блок:

– Раньше единая политика по развитию финансового рынка отсутствовала, но теперь мы разрабатываем данный стратегический документ. Наша задача – определить текущее состояние рынка, сформулировать долгосрочные цели до 2030 года и определить инструменты для их достижения. Мы уже провели первую стратегическую сессию, определили несколько прорывных направлений.

По его словам, институт СРО в микрофинансировании работает продуктивно:

– Тут мы не видим пока проблем.

Елена Стратьева , директор СРО «МиР» и модератор первой сессии, пояснила, что в стратегическом документе необходимо описать, как микрофинансирование может оказывать воздействие на экономику в целом.

О снижении регуляторной нагрузки – так называемой регуляторной гильотины – говорила Екатерина Голуб , координатор проекта «Международный финансовый центр» Аналитического Центра «Форум»:

– Есть надежда, что нам сообща удастся снять ненужные барьеры и сделать индустрию более эффективной. Чтобы издержки на соблюдение законодательства у МФО не были на первом месте.

Она призвала компании через СРО подавать свои предложения.

16,1% россиян имеют займы в МФО

Елена Грищенкова , руководитель группы по развитию БКИ Эквифакс, посвятила свой доклад статистическим итогам 2020 года для индустрии.

Доля клиентов, имеющих займы в МФО на начало 2021 года увеличилась до 16,1% по сравнению с 14,9% на начало 2020 года.

– Несмотря на то, что прошлой весной случился сильный обвал, потом, в течение 6 месяцев, объём выдач восстановился и даже показал новые максимумы. Это свидетельствует о том, что продукт, который предлагают МФО, нужен и востребован среди населения.

По данным БКИ Эквифакс, в прошлом году из-за кризиса более 1% банковских клиентов перетекло в МФО.

– Это довольно много. Причина заключается в ужесточении кредитной политики банков, – прокомментировала феномен Елена Грищенкова.

– Индекс растёт, что говорит о том, что МФО правильно оценивают нагрузку заёмщика, своевременно занимаются реструктуризацией займов. Качество портфеля МФО улучшается, закредитованности мы не видим.

В Эквифаксе прогнозируют дальнейший рост рынка в этом году, особенно в онлайн-сегменте.

Всплеск жалоб на навязанные услуги

Сергей Баландин , начальник отдела надзора за СРО Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России, рассказал о развитии института СРО, о снижении регуляторной нагрузки, исключении дублирования проверок. Эксперт отметил рост качества мероприятий, проводимых СРО.

Сергей Колганов , начальник Управления поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов Службы по защите прав и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, остановился на динамике жалоб на МФО:

– В начале 2020 года мы отмечали снижение количества жалоб. В марте-апреле начались ограничения в связи с пандемией, и мы зафиксировали резкий рост жалоб – по погашению задолженности.

По его данным, треть всех жалоб связаны со взысканием задолженности. Вместе с тем, произошёл резкий рост жалоб на навязанные услуги: с 2% до 9%.

За прошлый год регулятор исключил из реестра 25 МФО.

Михаил Мамута , руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, сообщил о негативной тенденции начала 2021 года:

– Количество жалоб выросло на 22% в январе-феврале. Наиболее сильный рост отмечен в сегменте «навязанных услуг».

Цифровизация необратима

Модератором сессии «Цифровизация рынка МФО» выступил Эльман Мехтиев , председатель Совета СРО «МиР».

По мнению Лилии Беляевой , экономического советника Управления надзора за микрофинансовым рынком Департамента микрофинансового рынка Банка России, цифровизация индустрии неизбежна. её темпы будут нарастать.

– Это связано с самим бизнесом, ведь цифровизация означает сокращение издержек, повышается скорость оказания услуг. Потребитель хочет быстро, удобно и без особых временных затрат.

По данным эксперта, в последнем квартале прошлого года ещё 50 МФО добавили в свои линейки онлайн-канал выдачи займов. Всего в настоящее время выдают онлайн-займы 180 МФО.

Лилия Беляева призвала МФО активнее подключаться к сервисам цифрового профиля гражданина.

– По нашим данным, далеко не все компании понимают, что они могут получить при интеграции к цифровому профилю и какие выгоды для бизнеса это сулит.

Екатерина Загитова , директор по развитию бизнеса и стратегическому планированию ГК Eqvanta, заметила, что сервис СМЭВ «регулярно падает», что снижает эффективность при его использовании.

Москва.

Перейти на сайт Finversia.ru

Смотреть канал Finversia YouTube