В истории стратегической авиации, а ей на сегодня обладают только два государства в мире, есть один примечательный факт. Россия, которую сейчас на Западе только ленивый не обвиняет в агрессивности, применила свою главную ударную силу, бомбардировщик Ту-160, всего в одном конфликте - военной операции в Сирии. Их первый полёт состоялся в далёком 1981 году, а боевой дебют - всего пять лет назад. Семнадцатого ноября 2015 года пять "Белых лебедей" ранним утром вылетели из базы в Энгельсе. Преодолев почти более 6000 км ракетоносцы нанесли удар по объектам запрещенного Исламского государства в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор крылатыми ракетами Х-55 и Х-101. Первый за двадцать девять лет настоящий боевой вылет "Белых лебедей" был признан успешным, а фото бомбардировщика стали постоянно мелькать в материалах инопрессы, описывающих запредельный уровень российской агрессии.
Главным обвинителем, как водится, выступали США. Тот факт, что американская дальняя авиация редкий год не оставалась без реальной боевой работы в послевоенную эпоху, американских газетчиков ни мало не смущает. Но информационная война - информационной войной, а развитие стратегической авиации идет своим чередом. И не так давно в российской её истории случилось знаменательное событие. В феврале прошлого года совершил первый полёт, а в марте нынешнего, поступил на предварительные испытания первый экземпляр ракетоносца Ту-160М, с новыми двигателями НК-32 второй серии. Для такой основательной и очень консервативной области, как стратегическая авиация, это действительно важная веха. Ту-160 за номером 14 и личным именем "Игорь Сикорский" перелетел из Казани в подмосковный Жуковский, где продолжит полноценные испытания на доводочной базе ПАО "Туполев". Чем же будет отличаться новый "Белый лебедь" от старого?
Во-первых двигатели. Надежный и проверенный временем НК-32, который производится с 1983 года, впервые подвергнут серьезной модернизации. Учитывая тот факт, что ещё десять лет назад сама перспектива восстановления их производства, законченного в 1993 году, вызывала большие сомнения, новая модификация "тридцать второго" сама по себе вызывает некоторый оптимизм. Благодаря ей, обновленный Ту-160М сможет летать на 1000 км дальше, экономя значительное количество топлива. Помимо двигателя, самолёт получит новые РЛС, навигационные станции, более совершенные кабину, автопилот, комплексы связи, прицеливания и обороны. Всего произведено более ста усовершенствований разных узлов самолёта. В комплексе, это должно повысить эффективность его боевого действия больше, чем в половину. Основным оружием "Белого лебедя" станут проверенные ракеты Х-101 (Х-102 с термоядерной боеголовкой), удачный боевой дебют которых также состоялся в Сирии. Это высокоточная и малозаметная ракета, где помимо боеголовки и комплекса наведения есть ещё и собственные средства радиоэлектронной борьбы, делающие её перехват крайне затруднительным. В дальнейшем, планируется оснастить Ту-160М второй очереди сверхдальними и гиперзвуковыми боеприпасами.
Примечательно, что Ту-160, бортовой номер 14 "Игорь Сикорский" один из восьми самолётов, обмененных на задолженности по газу у Украины. Произошло это самый последний момент, когда уже был готов приказ о его утилизации. В отличие от своих собратьев, уничтоженных в украинских Прилуках (подробности в материале по активной ссылке), он получил новую жизнь и новые возможности. Неизменным остался лишь статус. "Белый лебедь", как и прежде - самый мощный воздушный ракетоносец на планете.
Ставьте нравится и подписывайтесь на канал, если материал показался вам интересным.