"За что?!" - этот онтологический вопль стоит над человечеством с момента появления его способности рационально, т.е. отвлеченно мыслить. Наверное, ещё с тех времен, когда хомо-сапиенсы доедали последних неандертальцев, как продвинутую, но не достаточно ловкую конкурентную ветвь разумных существ.
Попробуем ответить на это с позиций веры и логики. В Коране одним из главных постулатов является призыв к человеку быть благодарным. В этом, в общем-то, обоснование поклонения Всевышнему и обретения Его милости.
Что значит быть "благодарным" и почему именно здесь делается акцент. Чтобы понять это, нужно обратиться к началу начал - генезису человечества. Первые люди, созданные Всевышним, были помещены в Рай. Т.е. жили в идеальных условиях, на всем готовом и ни в чем не нуждались. Оценили ли они милость Всевышнего, проявили Ему покорность? Нет, они совершили неблагодарность, ослушались Господа, и были изгнаны из рая.
Почему это произошло? Из-за любопытства, наущений сатаны, позывов внутреннего эго? Возможно. Но, в том числе, и потому, что человек по своей природе часто бывает неблагодарным - он не ценит то благо, что дается ему просто так, имманентно окружает его. Скажем, чистый воздух, питьевая вода, еда - это всё человек начинает ценить лишь тогда, когда теряет, испытывает голод и другие лишения в связи с их отсутствием. Кто из молодых ценит свое здоровье? Почти никто, потому что оно всегда с ними. Ценность здоровья они начинают понимать лишь в зрелом возрасте, когда возникают хронические болезни и самочувствие человека начинает ухудшаться. Ценим ли мы жизнь, пока она есть? Тоже не всегда. Родителей? Их значение и ценность понимаем лишь в момент фатальной утраты. И так во всём.
Именно поэтому человек был перемещен из мира Горнего в мир Дольний. Чтобы через испытания преодолеть свое несовершенство, научиться ценить блага и быть Благодарным - т.е. достойным Рая. Если человек не может быть благодарным, то смысла в его возвращении в Рай нет, он будет там как свинья в булочной. Неблагодарным, преходящим границы и перманентно недовольным. Не ценящий блага не приемлет его. И рай таким не нужен.