В большинстве стран мира набор во флот происходил точно так же, как и в сухопутную армию. Сначала это считалось почетной обязанностью, оттого воевали на море только прошедшие некий социальный ценз. А потом решили использовать наемников (нанимали торговых капитанов, которые в ту пору мало отличались от каперов). Затем перешли на рекрутский набор. Но это получалось там, где буйно цвел институт крепостного права или его ближайшие аналоги (разновидности). В Британии крепостничества как такового не существовало (грубо говоря, с эпохи короля Джона). Так что набор рекрутов в эпоху регулярного парусного флота представлял серьезную проблему.
Еще и практика подготовки командных кадров в Британии крепко отличалась от общемировой. Если в большинстве стран имелись специализированные школы, готовившие мичманов, которые затем уже по мере демонстрации способностей своих и рвения продвигались по службе, обучаясь понемногу на практике, то англичане сразу отправляли юнцов, желающих посвятить себя морскому делу, на корабли. Правда, тут приходилось оберегать систему от проникновения всякого малопородистого люда. Что решалось даже с некоторым изяществом.
На суше офицеры покупали свой чин, свою должность. И это гарантировало, что командную должность займет человек с состоянием. Что по тем временам означало происхождение. На флоте же сословный барьер выглядел немного иначе. Там мальчики, которые планировали стать капитанами и адмиралами, начинали служить с 10-12 летнего возраста. Но жалования при этом не получали. Наоборот! Они сами доплачивали (их родители точнее) за науку. И тут многое зависело от капитана, эту науку преподававшего. Иные имели свой процент с этих регулярных платежей, в теории отправлявшихся в казну.
В морскую пехоту брали из сухопутных. И тут ни науки особой, ни особых изысков не требовалось. Просто назначали часть. Собственно, ей и навыков особых не требовалось. Хотя иногда личный состав и обучали чему-то специфическому – помощи при работе с парусами или слаженным действиям при подъеме якоря. Большего не требовалось. Матросов же набирали при помощи вербовки.
Военные моряки получали меньше, чем в торговом флоте. С одной стороны. С другой, капитан боевого корабля при всей строгости тогдашних уставов не мог казнить своего матроса без суда. А вот капитан-торгаш – запросто. А еще у купцов часто обманывали моряков, не выплачивая жалования. В военно-морских силах моли задержать деньги. Но чтобы "кинуть" – никогда. Вдобавок во время войны имелась особая статья дохода – призовые деньги. Поэтому многие моряки предпочитали служить именно королю, а не Компании.
В эпоху расцвета паруса (XVIII – нач. XIX) мирный штат британского флота насчитывал примерно 45 тысяч человек. При этом всегда имелся запас кораблей, которые стояли в резерве без экипажей. Как только начиналась война, эти боевые корабли в кратчайшие сроки вводились в эксплуатацию. И тогда для обеспечения экипажами всех военно-морских сил требовалось уже 120, а то и 140 тысяч человек. И быстро набрать такую массу людей обычной вербовкой никак не выходило.
Частично выходили из положения, ссылая во флот всякий сброд из преступной среды. Бежать у такой публики в море шансов не было, и потому волей или неволей приходилось выполнять свои обязанности. В противном случае моли спросить по всей стрости закона. Остальных же моряков добирали при помощи принудительной вербовки.
Считается, что занимался этим специальный офицер адмиралтейства где-нибудь в гавани, в портовых кабаках. Что не соответствует истине. Принудительная вербовка имела законную платформу, но никогда не велась централизованно. Поскольку за набор экипажа отвечал капитан. И именно он назначал офицеров и матросов для выполнения столь деликатной задачи.
По закону дозволялось насильно утаскивать мужчин без видимых физических дефектов и определенных занятий (ремесленников не брали) в возрасте от 18 до 45 лет (позднее ценз увеличили до 55). И понятно, что тут имелись массовые злоупотребления – все же команду требовалось набрать предельно быстро. В принципе, потерпевший от такой вербовки мог оспорить ее в суде. Но на практике почти всегда судьи вставали на сторону капитанов, мотивируя свои решения тем, что крепкий военный флот – это британская явь и повседневная необходимость. А потому не стоит подрывать обороноспособность страны.
Все же обучать человека, далекого от моря, ремеслу моряка крайне хлопотно. А потому предпочитали мухлевать, воруя с берега лодочников, рыбаков и матросов с торговых кораблей. Последнее, правда, не поощрялось, поскольку считалось подрывом экономики. Вот только кто станет соблюдать тонкости вербовочного этикета, когда вот-вот выходить в море? Так что пощипывали купеческие экипажи часто.
Считалось везением, если экипажи приходилось пополнять в Новом Свете. Не потому, что там жили настоящие морские волки. А потому, что жалобы до короля с другого материка доходили реже. Это вроде как и запрещалось (вербовать насильно жителей колонии), но практиковалось повсеместно. Что, между прочим, служило основанием для волнений в Америке. А уже после обретения независимости такой морской киднеппинг обернулся войной.
Всегда новых неопытных матросов ставили на бизань-мачту. По мере наработки опыта они переходили на грот, а потом уж и на фок-мачту. Просто из тех соображений, что так проще контролировать действия неумех – на парусных кораблях начальство кучковалось на корме. На стоянках же, особенно в родных портах, новичков держали под стражей и никуда не отпускали. Чтобы не сбежали. Тем не менее дезертирство в британском флоте всегда процветало. И по той же причине британцы не моли себе демонстрировать пристрастие к абордажной схватке – народу не хватало. А вот у Франции и Испании, набиравших во флот через систему рекрутчины, хватало.
Принудительная система набора во флот продержалась до 1814 года. До победы над Наполеоном. Формально возможность такой вербовки сохранялась до конца XIX столетия. Но ее так и не использовали. Потому что и войн крупных не случилось, и побочных эффектов от этой практики оказалось слишком много.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала