Найти тему
Субъективный путеводитель

Детская железная дорога в Чимкенте. Советский артефакт нового мегаполиса.

Детские железные дороги - это вполне полноценные городские или парковые узкоколейки (750мм) с настоящими техникой и оборудованием, и "детскими" они были потому, что работали на них дети - ДЖД строили как наглядные пособия при Школах юного железнодорожника, и каждая железная дорога в Советском Союзе пыталась обзавестись своей ДЖД, а то и не одной.

Чимкентская ДЖД строилась в 1979-80 годах, тянется по городу на целых 6 километров, нанизывает на себя пару достопримечательностей, и в общем я решил пройти её целиком. На фото её "дальняя" от центра конечная - станция "Тулпар":

-2

Дальше, впрочем, заросшая колея упиралась в запертые ворота парка, и я пошёл к главному входу через пафосного вида колоннаду. Вход оказался платным (100 тенге, то есть 25-30 рублей) и даже через турникеты:

-3

Дендропарк ныне гордость Чимкента, был разбит почти одновременно со строительством ДЖД, населён деревьями со всего мира, чуть не зачах в 1990-2000-е и был возрождён в 2010-е. У входа - большой макет, и обратите внимание на вокзал ДЖД, за которым следуют мост и тоннель, на поиски которых я и отправился:

-4

Парки - в принципе не моя тема, поэтому углубляться в него я не стал. В целом, на главных дорожках тут хорошо, чисто и уютно; на боковых - всё заросшее и запущенное. Водопад на пруду пока молчит - но может быть, просто ещё не сезон, ведь и в арыках в те дни воды ещё не было:

-5

Остатки ДЖДшечки же выглядели весьма печально - но тут правда и мост:

-6

И тёмный тоннель под самым крыльцом парка:

-7

Я уже знал, что на другом стороне парка ДЖД тоже упрётся в забор, и потому вышел над тоннелем. Вид от колоннады, ещё тут есть сладкая вата, кислый кумыс и ещё более кислый курт, специально обученные голуби для отпускания и целый лимузиндер (каз. мн. число от "лимузин") чуть дальше. На горизонте сияет Тянь-Шань:

-8

Между тем, хорошо заметная на прошлом кадре Лисья балка, часть которой занимает кладбище, известна тем, что в ней при Сталине расстреливали и хоронили приговорённых по политическим статьям - всего их тут было, говорят, порядка 2,5 тысяч. Тему репрессий в Казахстане особо не выставляют напоказ, но помнят. И через дорогу от весёлого Дендропарка - мрачный "Касирет", не знаю точно, как это название мемориала переводится:

-9

У запертых ворот Дендропарка я зашёл на насыпь ДЖД и решил идти по ней, не сворачивая. ДЖД выглядела заброшенной, причём заброешнной давно и крепко - кое-где колеи не то что заросли травой, а скрылись под слоем земли. В статье Сергея Болашенко история ДЖДшки заканчивается на 2011 году, когда она не работала, а до того с 1990-х годов она уже перестала быть "детской" и с взрослым персоналом действовал как аттракцион, связующий две городских зоны отдыха. Я решил, что в том же 2011-м дорога умерла окончательно, а стало быть скоро эти рельсы должны уйти в металлолом:

-10

Иду по рельсам. Слева микрорайон Нурсат, по виду едва ли не самый приличный в Чимкенте:

-11

За первой улицей, на задворках торгового центра, железная дорога уходит в глубокую выемку:

-12

По которой, круто повернув, тянется наверх:

-13

Вскоре выемка сменяется высокой насыпью над дворами коттеджей, уходящих, как видите, к горизонту:

-14

На горизонте хребет Каратау, нависающий над древними Туркестаном и Саураном да над станциями старой Ташкентской магистрали . Это дальний отросток Тянь-Шаня, и именно в его подножьях и скрытой за хребтом пустыне Муюнкум находится крупнейший в современном мире район добычи урана. А что за башенка в центре кадра - увы, не знаю, хотя проезжал мимо неё по объездной:

-15

Всё это немного похоже на Московскую Окружную железную дорогу накануне её превращения в МЦК: такая странная глухая рельсовая изнанка большого и шумного города. Вдобавок, это ещё и чимкентское пастбище - некоторые обитатели этих районов умудряются сохранять верность скотоводству:

-16

Потихоньку ДЖДшечка уходит в городские кварталы, и здесь вдоль неё уже почти ничего интересного:

-17

На другом её конце - Парк имени Абая, с которым соседствует спортивный центр Чимкента вокруг городского стадиона. Однако и тут нашлось, где разгуляться чабану:

-18

У станции Спортивная - детский скверик с макетами разной техники, но вон то сооружение с петушком-флюгером - уже собственно вокзал:

-19

И каково же было моё удивление, когда пройдя "заброшенную" дорогу, я обнаружил на станции под вечер нетрезвых рабочих, сумевших, тем не менее, мне объяснить, что занимаются они ни чем иным, как привидением дороги в рабочее состояние - расчистить пути, покрасить и подремонтировать тепловоз (привычный для ДЖДшечек ТУ2 ) им надо было ко Дню защиты детей, то есть на разбор всего показанного выше у них оставалась неделя. Справились или нет - не знаю.

-20

Да кто тут будет работать - дети или взрослые - я понять с их слов так и не смог .А больше, чем ТУ2 (машина конечно редкая и благородная, но видел я их немало) меня впечатлила вот эта местная самоделка - "Муравей" на рельсовом ходу:

-21

У газеты "Казахстанская правда" в окне вагона самое потряающее - дата: не 1975, даже не в 1990, а 2015 год!

-22