Несколько дней назад я читал сценарий, и в то же время автор прислал мне по электронной почте новую версию истории, которая содержала несколько незначительных изменений в сцене. Если бы я ещё не начал читать его сценарий, он спросил, могу ли я вместо этого прочитать новую версию?
Такое часто случается. Авторы постоянно присылают мне сценарии с незначительным обновлением или новой настройкой сцен. Я всегда находил эту практику любопытной. Неужели они действительно верят, что, переместив место действия сцены 37 в боулинг из "Старбакса", это существенно повлияет на то, как читается их история?
И всё же какая-то часть меня понимает это. Авторы хотят, чтобы их сценарий был как можно крепче. Поэтому, даже если они придумают пять лучших строк диалога в споре на странице 53, они хотят, чтобы вы читали новый сценарий, а не тот, с более странным диалогом, который был с самого начала.
Но взгляните на это с точки зрения читателя. Это действительно повлияет на то, как мы видим сценарий? Неужели эти пять строк действительно изменят ход игры, превратив ваш сценарий из “Что, чёрт возьми, я только что прочитал?” в “Гениально”?
Правда в том, что единственный способ сделать сценарий лучше – это внести большие изменения - устранить одних персонажей, объединить других, уточнить цель, переписать второй акт, добавить больше конфликтов, повысить ставки, усилить арку изменений вашего героя. Привлечение внимания требует больших перемен.
Эта практика заставила меня задуматься. Что, если бы вы могли быстро внести изменения в свой сценарий, которые сделали бы его заметно лучше? Допустим, у вас всего 30 минут. Могли бы вы значительно улучшить свой сценарий за это время? Или какое самое быстрое изменение вы можете сделать, которое имеет наибольшее влияние на ваш сценарий?
Я не колебался, прежде чем нашёл ответ.
Это то, как вы представляете своего главного героя. Та начальная сцена, где мы встречаемся с вашим героем, - самая важная сцена в фильме. Почему? Потому что это влияет не только на эту сцену. Это влияет на то, как мы воспринимаем вашего героя в каждой другой сцене, в которой они находятся. Поэтому, если вы укрепите эту сцену, ваш сценарий станет заметно лучше.
Подумайте о замечательных представлениях культовых персонажей. Индиана Джонс. Ганнибал Лектер. Дэдпул. Ганс Ланда. Или даже некоторые из “второго эшелона” великих представлений. Джуно. Коламбус (Зомбилэнд). Танос. Водитель (Драйв). Тринити (Матрица). Все они имеют одно и то же. После этих сцен мы точно знали, кто эти персонажи, и хотели провести с ними как можно больше времени.
Теперь, когда вы знаете, насколько важна эта сцена, как её написать? Начните с поиска идеи, которая даст вашему герою наибольший потенциал для проявления своих качеств. Например, предположим, что я написал персонажа - отца из пригорода. Я так много знаю о персонаже, что могу представить его. Я могу представить, как он работает в своём офисе. Я могу представить его за обедом. Я могу представить, как он забирает вещи из химчистки. Я могу представить, как он готовит ужин для всей семьи. Но есть ли у какой-нибудь из этих сцен потенциал заставить нашего отца блистать как персонажа? Чтобы сцена была незабываемой? Скорее всего, нет.
Но допустим, сегодня у него на работе важная презентация. На кону - заказ в 10 миллионов долларов. И наш пригородный папа проводит презентацию. И прямо перед презентацией его компьютер отключается. У него нет своих записей и копий. Но он всё равно должен провести презентацию. Это не совсем валун в храме майя как у Индиана Джонса. Но эта сцена будет гораздо интереснее, чем все остальные, о которых я упоминал.
То, что вам нужно искать - это сцена, которая отображает уникальный набор навыков вашего главного героя (или их отсутствие!). Что делает их достойными нашего внимания. Вот почему открытие Индианы Джонса считается лучшим началом всех времён. Сцена - это в основном резюме того, что делает Индиану Джонса таким великим. Он чует ловушки. Он переигрывает системы. Он спокойно устраняет проблемы (смертоносные пауки). Когда на него обрушиваются самые худшие обстоятельства, он находит выход. Представьте себе, если бы каждый персонаж мог быть представлен таким образом.
Вам не нужно бросать своего персонажа в большую экшн-сцену, чтобы привлечь наше внимание. Один из лучших способов представить персонажа - дать ему трудный выбор. Фильм "Ритуал" - отличный тому пример.
Главному герою дается мучительный выбор: либо спасти своего друга, на которого жестоко напали, либо остаться в безопасности. Представьте себе того же персонажа, если бы мы никогда не видели этой сцены. Если бы мы только узнали об этом из предыстории. Что, если бы писатель вместо этого представил нам персонажа, который прощается со своей женой и детьми до вечера, как я видел во многих других сценариях?
Ваше восприятие того, кем был этот персонаж и насколько он вас заинтересует, полностью изменилось. Это знакомство было всем. (примечание: на самом деле это отложенное вступление, которое я объясню через секунду).
Более конкретно, есть много вещей, которые вы можете сделать во вступительной сцене, чтобы сделать вашего героя впечатляющим. Пусть над ними издеваются. Первобытное желание посочувствовать тем, на кого несправедливо нападают, сразу же подключает нас к ним.
Пусть перехитрят кого-нибудь. Мы ЛЮБИМ персонажей, которые могут перехитрить кого-то. Просто убедитесь, что они делают это ЗАКОННО и по делу.
Вы можете подвергнуть своего главного героя какой-то опасности. Лучше встретить нашего героя, идущего по корабельной доске, чем того, кто драит палубу.
Вы можете поместить своего персонажа в любую эмоционально заряженную ситуацию, и мы будем втянуты. Мы встречаемся с персонажем Натали Портман в "Аннигиляции" на карантинном допросе в качестве единственного выжившего из экспедиции в зараженную аномалию. Это напряжённая сцена. Покажите своего персонажа рискованным, смелым, даже безрассудным.
Мы встречаемся с Джеком, когда он ставит всё, что у него есть, чтобы раздобыть билет на "Титаник". И если вы ничего не можете придумать, есть старый трюк – покажите, что ваш персонаж храбр. Мы любим храбрость.
Иногда повествование сценария не допускает идеального введения персонажа. Возьмем представление Хана Соло в оригинальных "Звёздных войнах". Его сцена немного хромает. Мы увидели его уже сидящим за столом. Фильм должен был сделать это, потому что Лукас хотел, чтобы история продолжалась. Оби-Вану и Люку нужен был пилот. Этот парень - пилот. Они быстро ввели его в курс дела и приступили к переговорам.
В таких случаях вы можете пойти на отложенное "вторичное представление". После этой сцены у них есть знаменитая сцена между Ханом и Гридо. Там есть всё, что должно быть в хорошей вступительной сцене.
Хан в ловушке. Он должен использовать свой ум, чтобы задержать пришельца. И всё для того, чтобы разнести его в пух и прах, прежде чем с ним случится то же самое. После этой сцены мы уже подключаемся к Хану Соло.
Если ваше преставление персонажа всё ещё хромает – спросите себя, нужно ли вам представлять своего героя там, где вы его представляете. Важно помнить, что вы сами решаете, когда и где мы встретим вашего героя. С небольшой изобретательностью вы можете сделать всё, что угодно.
Если бы они начали "Аннигиляцию" более традиционно – с Натали Портман дома, которая занимается своими повседневными делами и ожидает новостей о пропавшем муже, - у нас сложилось бы совсем другое мнение о ней. Вместо этого режиссёр Алекс Гарланд перестроил временную шкалу так, чтобы мы начали в будущем, где персонаж Портман уже вернулся из Мерцания и теперь отвечал на допрос в карантинной комнате.
Гораздо более интересный способ познакомиться с ней. Так что не убеждайте себя в том, что вы не можете что-то сделать, когда пишете. Вы - бог своей истории. Вы можете всё. Воспользуйтесь этим.
Итак, подведем итог – если по какой-либо причине вы пытаетесь улучшить свой сценарий, и у вас есть только немного времени. Не сосредотачивайтесь на изменении диалога на странице 74. Я гарантирую вам, что это никак не повлияет на то, как читатель воспримет ваш сценарий.
Вместо этого спросите себя, есть ли более сильный и интересный способ представить своего героя. И если вы это поняли, спросите, есть ли более сильный и интересный способ представить любовный интерес или злодея вашей истории.
Влияние этих изменений не ограничиваются одной сценой. Они влияют на то, как читатели воспринимают каждую следующую сцену с этого момента.
Автор статьи: Карсон Ривз
Автор перевода: Сергей Литвинов. Переведено в образовательных целях.
Наш сценарный курс
Мы также читаем сценарии, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Чтобы узнать цены и дополнительные услуги - напишите нам в директ любой из наших социальных сетей.
Так же читайте:
101 сюжетный поворот (твист), чтобы улучшить ваш сценарий
50 клише, которые следует избегать в сценариях
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.