Мы продолжаем знакомить читателей с нашими экспертами. И сегодня расскажем о Жасуре Махировиче Мадьярове.
Однажды Жасур Мадьяров участвовал в операции пациента 86-ти лет с поражением нескольких органов, операцией руководил его учитель. Лечение продлило жизнь человека на два года, он не просто жил, а жил активно. Это был дедушка Жасура.
В свои 36 лет хирург-онколог Жасур Мадьяров помог уже многим другим людям. В 2020 году он вошёл в тройку лучших врачей-онкологов Москвы по версии портала «ПроДокторов». Пациенты отмечают его высокий профессионализм, чуткость и жизнеутверждающее влияние. С таким доктором излечиться реально — пишут они. Ведь чтобы победить рак, нужно собрать все силы. И важен надежный проводник, который укажет правильный вектор. Врач, который не только окажет медицинскую помощь, но также поднимет и укрепит дух человека.
Жасур Махирович, расскажите о себе. Где вы учились, работали, чем занимаетесь сейчас?
Я из республики Узбекистан, родился в Ташкенте. В 2007 году окончил Белорусский государственный медицинский университет, получил диплом доктора медицины, а потом отправился в Москву, где продолжил свое обучение в качестве хирурга и окончил ординатуру Российской медицинской академии последипломного образования на базе «Института скорой медицинской помощи им. Н.В. Склифосовского».
Затем поступил в интернатуру Российского онкологического научного центра имени Н.Н. Блохина. После получения сертификата онколога в 2014 году поступил в аспирантуру и в 2017 году успешно защитил кандидатскую диссертацию. После чего остался в онкоцентре и с 2017 по 2020 год работал хирургом-онкологом.
Сейчас я работаю в отделении онкоколопроктологии Клинического госпиталя Лапино, занимаюсь лечением рака прямой и ободочной кишки.
Как вы стали врачом и выбрали специализацию онколога?
Определиться с профессией мне было легко, потому что я уже в четвертом поколении врач. У нас целая семейная династия: родители, бабушка с дедушкой, прабабушка — все занимались врачеванием. Мой отец был хирургом. Дома я постоянно слышал разговоры на медицинские темы, видел примеры, и мне хотелось продолжить дело нашей семьи.
С выбором специализации онколога вышла забавная история. На 6 курсе, когда я учился в университете, в Минске была эпидемия гриппа. Местных студентов активно забирали на помощь врачам в поликлинике, потому что они просто не справлялись. В группах остались по одному, по два иностранных учащихся. В нашей — я один. В это время как раз был цикл по онкологии, который, по сути, был проведен индивидуально для меня. Мне очень понравилась дисциплина, преподаватель настолько заинтересовал меня, что я чуть было не забыл о предстоящей сессии. После окончания вуза, мне предложили остаться в ординатуре по онкологии, но я отказался. К тому времени мы с отцом наметили дальнейший план обучения, поэтому я сделал выбор в пользу Москвы.
Что для вас самое важное в вашей работе?
Самое важное для меня — быть полезным для окружающих. Помогать людям знаниями и практическими навыками, которые я получил во время обучения. На мой взгляд, врач постоянно должен совершенствоваться и работать над собой.
Улыбки счастливых пациентов и их родственников — это лучшая награда, ради которой стоит жить и развиваться.
Сколько времени вам потребовалось чтобы из студента превратиться в молодого специалиста, а потом в полноценного врача?
Потребовалось около 10 лет. Я окончил университет в 2007 году — тогда началось мое становление как врача. В ординатуре я еще не до конца осознавал, чем занимаюсь, ведь я только начал применять свои теоретические знания, полученные в университете, в практической работе. Полное понимание ответственности за жизнь человека пришло, когда я уже самостоятельно стал вести пациентов. Это было на этапе интернатуры и аспирантуры в онкологическом центре. Именно тогда я по-настоящему почувствовал себя полноценным врачом.
Сейчас принято говорить, что врач оказывает медицинские услуги, раньше это называли служением, какая формулировка вам ближе?
Мне ближе формулировка «оказывать помощь». Я помню, как наш учитель — академик Михаил Иванович Давыдов с сожалением говорил: раньше врач оказывал помощь, а сейчас он оказывает услугу. Профессия врача подразумевает помощь больному человеку, а не предоставление услуг. И мне бы хотелось, чтобы в моей практике было именно так.
Как вы считаете, чем хороший врач отличается от обычного и от плохого?
Я думаю, что в современной медицине обычному и плохому врачу не должно быть места, врач обязан быть хорошим. Правильно лечить, прекрасно выглядеть, уметь общаться с пациентом, чтобы человек один раз увидел доктора и понял: свое здоровье он доверяет добросовестному специалисту.
Как начинается ваш обычный день? Как проходит? Бывают ли звонки по ночам?
Я просыпаюсь в 6:30. День у меня начинается бодро — с физических нагрузок. Тренируюсь с утра, потому что вечернее время стараюсь уделять жене и детям. Слава Богу, у меня их трое.
Около 8:00 я уже на работе. Начинаю рабочий день с обхода пациентов совместно с заведующим нашего отделения. Если накануне были тяжелые операции, то посещаем реанимацию. Затем у нас «пятиминутка» — обсуждение пациентов, тактики лечения, предстоящих операций. Дальше идут перевязки, консультации амбулаторных пациентов в поликлинике. Стараюсь уделять время науке: с коллегами обсуждаем результаты последних исследований, оформляю свои мысли в виде статей.
Конечно же, в моей работе не обходится без ночных звонков. У пациентов из других регионов, даже из других республик могут возникать неотложные ситуации, и они нуждаются в совете, в разговоре. В целом я стараюсь уделять достаточно времени пациентам, потому что общаясь с ними, ты помогаешь преодолеть страхи, обрести уверенность в себе и надежду на хороший результат лечения.
Расскажите, пожалуйста, о самом сложном клиническом наблюдении. Какая самая радостная и вдохновляющая история из практики вам запомнилась?
Самый сложный и одновременно интересный случай, который я запомнил, случился в начале моей карьеры. Академик Михаил Иванович Давыдов оперировал моего родственника. У него диагностировали опухоль восходящего отдела толстой кишки, которая распространялась на соседние органы. Пожилому человеку на тот момент исполнилось 86 лет, у него было много сопутствующих заболеваний. Опухоль прорастала в желудок, при этом был функционирующий свищ, то есть, по сути, была дырка между толстой кишкой и желудком. И, честно сказать, будучи лечащим врачом, я особо не верил в то, что в этой ситуации реально можно что-то сделать.
Но Михаил Иванович сделал невозможное, провел феерическую операцию: одномоментно была удалена правая половина толстой кишки с опухолью, часть тонкой кишки, желудка, поджелудочной железы, желчный пузырь, и все это за 2,5 часа. Мне посчастливилось поучаствовать в этой операции. После был длительный восстановительный период. Но с помощью Бога, врачей, медицинского персонала нам удалось выписать пациента через полтора месяца. Дедушка еще два года прожил полноценно. Что позволило ему спустя год, на Параде победы (он был ветераном ВОВ), получить очередную награду. Вот такой очень запоминающийся, при этом сложный случай, который увенчался успехом.
Данные об операции я отправил в Европейскую школу онкологов, которая проходила в тот год в Кембриджском университете, благодаря чему я выиграл грант и получил приглашение выступить. По семейным обстоятельствам я туда так и не попал, но мы дистанционно показали презентацию успешного лечения возрастного пациента с такой большой распространенной опухолью. Этот случай вызвал большой интерес у организаторов конференции — мы опубликовали его в одном из европейских научных журналов.
Как пациенту найти врача — как вы ищете специалистов для себя и своих родных?
Мне кажется, сейчас население поделилось на две лагеря. Первый — это пациенты, которые находят врачей в интернете. На многих порталах теперь можно найти подробную информацию о докторе, лечебном учреждении, почитать отзывы. Второй — это «сарафанное радио». На мой взгляд, оба метода себя оправдывают.
Лично я обращаюсь к своим знакомым, с кем я когда-то учился. Думаю, медработнику несложно найти для себя или для своей семьи хорошего врача, потому что все общаются в одних кругах. Пациентам, не имеющим знакомств, особенно тем людям, которые живут далеко, труднее найти высококвалифицированного специалиста. Но с развитием онлайн-сервисов и эта опция становится более доступной.
Что важно знать пациенту с онкологическим заболеванием?
О своем диагнозе важно знать абсолютно все, а главное, что это не приговор. Поэтому при первой встрече, врач должен постараться дать пациенту максимум информации: какая у него стадия заболевания, какое лечение его ждет и с какими осложнениями ему, возможно, придется столкнуться. На мой взгляд, время, когда сокрытие диагноза от пациента считалось нормальной практикой, — давно прошло.
Мы живем в ту эпоху, когда даже в запущенных случаях, при командном подходе, с помощью комплексных методов лечения, реально получить положительные результаты в лечении онкологии.
Как должно выглядеть сотрудничество с пациентом? Какова, по-вашему мнению, роль пациента в лечебном процессе?
Самая основная роль — у пациента. В свое время Авиценна в обращении к пациенту говорил:
Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. Если ты будешь на моей стороне, нам двоим будет легче одолеть её. Но если ты перейдёшь на её сторону, я один не в состоянии буду одолеть вас обоих.
Позитивные слова и уместно подобранные примеры очень многое решают в тандеме врача и пациента. Правильно заданный врачом настрой в начале лечения, терпение и доверие пациента, поддержка со стороны родственников дает возможность преодолеть страхи и неуверенность, что в свою очередь приводит к положительному результату и, как правило, к благоприятному прогнозу.
О проекте
Проект «1000 и 1 вопрос об онкологии» основан молодыми учеными, врачами-онкологами разных специализаций. Два раза в неделю мы публикуем на канале ответы специалистов на вопросы о раке от обычных людей и пишем о современных подходах в лечении этого заболевания.
Мы помогаем
Пациентам с разными видами рака нужны доктора для консультации, второго мнения и лечения — мы поможем найти контакты самых лучших специалистов даже для сложных случаев. Оставьте свою заявку на 1001 вопрос про рак (1001onco.ru)
Задайте вопросы
Задать вопрос можно под любой статьей на канале.
Расскажите о нас в соцсетях
Так вы поддержите друзей или знакомых с онкологией.
Читайте другие статьи на нашем канале
Как попасть на лечение в НМИЦ онкологии им. Н. Н. Блохина? Возможности телемедицины