Найти тему
Ольга Петровна

Спустя почти пять лет по селу пронеслось: Матвеич вернулся.

- Галь, ты слышала? Матвеич вернулся.

- Матвеич? А куда он вернулся?

- Дак, в свой дом и вернулся.

- Ох ты, лихонько! Дак, как там жить-то, сколь лет стоял без хозяина.

_________________________________

Иван приехал в село в конце 80-х. Купил дом и устроился на работу в колхоз. Сначала работал на тракторе, после перешёл на комбайн, а дальше его перевели бригадиром. Работал не щадя себя. Женился, взял в жёны с двумя детьми, мальчиками трёх и семи лет. Сельчане и колхозники не долго к нему приглядывались, открылся он им быстро. Отметился не только хорошей работой, готовностью помогать, но и подвигами. А как иначе назвать то, что он сделал – именно подвиги. Загорелся телятник (это потом следствие установило поджигателя), Иван первый бросился спасать телят, а потом ещё подоспело подкрепление. Телят успели всех вытащить. Когда Серёга-скотник свалился пьяный в 30-ти градусный мороз в канаву, Иван тащил его, здоровяка стокилограммового, почти километр до дому. Девяностые годы были годы бандитов, вот и колхоз бандиты не обошли стороной. Приехали на машине в село амбалы в кожанках, да в золотых цепях, зашли к председателю и стали угрожать: или-или. Или деньги «отстёгивать» и быть спокойным за хозяйство, или … Иван первый возмутился и всех мужиков подбил встать на охрану своего труда. Да, круто они тогда отшили бандитов!

Жена Ивана умерла рано, работа в колхозе много сил забирала. Но мальчишек они вырастили, в люди выпустили. Старший Андрей оказался в Узбекистане на строительстве АЭС. Младший Дмитрий работал и жил в областном центре. Иван сам не заметил, как уже стал Иваном Матвеевичем, а дальше просто – Матвеич. Матвеич на пенсии остался один, но не растерял жизненную активность. Помогал всем, кто попросит. Ходил в местную церковь не только на службу, но и поработать, участвовал во всех общественных начинаниях на благо села.

Однажды Матвеич сообщил сельчанам, что уезжает из села. Сын Дима забирает его к себе. Теперь будет в городе жить, так сказать, со всеми удобствами! И увёз его Дима. Дом закрыли и, как-будто, не вспоминали про него, всё заросло и стало понемногу разрушаться.

И вот спустя почти пять лет по селу пронеслось: Матвеич вернулся. Соседка Матвеича тётка Зина видела, как Димка привёз Матвеича, занёс в дом сумку, оставил его на полуразрушенном крыльце и уехал.

Вечером Зинаида пошла к Матвеичу. Зашла и увидела соседа занятого уборкой дома.

- Чё, Матвеич, не понравился тебе город? Я, вот тоже, не хочу туда, дочка зовёт, а я не хочу.

- Здорово, Зина. В доме своём хочу. Вот вернулся.

Утром следующего дня тётка Зина пришла к Матвеичу вместе с дочкой Катей и внучкой Светой. Они вооружились щётками, вёдрами, тряпками и отмыли ему весь дом.

Матвеич целыми днями наводил порядок во дворе, в саду, в огороде. Он отремонтировал крыльцо, подлатал забор, вычистил двор и сад. К нему стали похаживать сельчане, жизнь входила в сельское русло.

В кабинет председателя зашла группа работников: трактористы да комбайнёры. Зашли они к председателю с одной просьбой: оказать помощь Матвеичу. Председатель Сергей Степанович руководил колхозом недавно и Матвеича не знал. Оказался он председателем по рекомендации высшего начальства и с поддержкой колхозников. Сергей Степанович старался, а колхозники не пожалели, что поддержали его кандидатуру после того, как уволился их родной председатель в связи с уходом на пенсию.

Мужики как могли рассказали председателю о заслугах Матвеича и попросили помочь, а именно сделать новый забор, провести в дом водопровод и газ. И неплохо бы окна заменить. Председатель пообещал обсудить это с правлением колхоза, которое состояло из активных членов колхоза. Правлением было согласовано, и председатель подключил к выполнению работ всех, кого нужно.

Матвеич принял помощь от колхоза краснея и оправдываясь, всё норовил предложить свою посильную помощь колхозу. Сергей Степанович лично побывал у Матвеича и сказал: «Иван Матвеевич, ты не думай, что ты исключение. Мы многим колхозникам оказываем помощь. Ты это заслужил, как пенсию. Отдыхай, хозяйством занимайся, рыбалкой…». Сергей Степанович руководитель молодой и, как сейчас говорят, продвинутый в современных технологиях и тонкостях живого общения. И ещё он любопытный. Его заинтересовало спонтанное возвращение Матвеича в свой заброшенный на несколько лет дом. Сергей Степанович, используя свои знакомства узнал следующее: Иван Матвеевич переехал к сыну Дмитрию и сразу же зарегистрировался в двухкомнатной муниципальной квартире, где уже проживали и были зарегистрированы жена Дмитрия и сын. Дмитрий поселил на небольшую жилплощадь вместе с семьёй стареющего отца. Похвально. Через год Иван Матвеевич обратился в муниципалитет с просьбой предоставить его семье достойное жильё. Спустя менее, чем два года семья получила в хорошем районе города трёхкомнатную квартиру с достойной площадью. Как это стало возможно? Возможно и законно! Всё потому, что Иван Матвеевич является участником ликвидации чернобыльской аварии и даже имеет государственную награду! Справка межведомственной комиссии подтвердила, что дом Ивана Матвеевича без всяких видов благоустройства. Но вывод справедливый – заслужил! Для Сергея Степановича стало очевидно, что Иван Матвеевич, перебираясь в город, имел целью помочь сыну с жильём. Дело благородное. Жаль только дом не поддерживали, и сейчас Ивану Матвеевичу было бы трудно без помощи колхоза. Понимает ли это Дмитрий? Сергей Степанович, как многие современные молодые руководители забыв про этические нормы, решил напрямую спросить Матвеича.

- Да, помог я Димке с жильём. А что такого? Если по закону мне положено жильё. Денег у сына нет, чтобы купить квартиру. Я и помог. А что плохого в этом?

- Иван Матвеевич, меня удивляет другое: вы все эти годы не смотрели за домом, дом разрушался. Видимо, вы и не планировали в дом возвращаться. И вдруг приезжаете. Хоть какой-то ремонт в доме нужно было сделать. Дима-то ваш об этом не подумал.

- Я сам захотел в дом. Вдруг утром проснулся и затосковал. Димке сказал: «или вези меня в мой дом, или я сам, хоть пешком». Дима меня и увёз, даже обиделся. Ты, Сергей Степанович, если о деньгах потраченных печёшься, так я понимаю… Я ведь не просил, да и могу отработать…

- Ладно, Иван Матвеевич, прости, если обидел. Не понял ты меня…

__________________________________

Дима с женой Ниной ругались уже с самого ужина. И даже, когда легли спать всё продолжали приглушённо спорить. Нина за ужином предложила решиться на приватизацию квартиры. Дима согласен, надо. Нина бесцеремонно, впрочем, как и всегда, высказала свои недовольства по поводу включения в приватизацию Ивана Матвеевича. Дима, очень сдержанно, учитывая присутствие за столом сына Виталика, возразил.

- Ты хочешь, чтобы твой братик Андрюха претендовал на часть площади, когда старик крякнет? – шипела Нина в ухо Диме. – Решай, один раз в жизни хоть будь мужиком. Решай, Димочка, или, ты меня знаешь, возьму Виталика и уеду к родителям.

Нина допекла Дмитрия и он решил… Решился уговорить отца отказаться от приватизации. У него есть, где проживать, значит, должен и зарегистрироваться по месту проживания. Нина, не доверяя Дмитрию, поехала с ним, чтобы уж точно…

Подъехали к дому Матвеича.

- Нина, ты пока побудь в машине, я схожу посмотрю, потом зайдёшь. Давай гостинцы, что там собрала.

Дмитрий уже был на крыльце дома, как его крикнула Нина. Дмитрий вернулся и подошёл к машине.

- Я не поняла, - ехидно начала Нина, - ты же сказал, что халупа у него дом, а дом-то ничего, даже газ есть ... Так, стой, концепция меняется. Давай-ка, пусть старик снова к нам перебирается.

- ?!

- Что тут непонятного? Дом можно продать. Вот и будут деньги заплатить твой долг и ещё останутся. А старика потерпим немного, а потом что-нибудь придумаем.

- Ты, Нина, совсем-то не наглей. Это мой отец.

- Вот именно, что отец… если воспитал такого дебила, пусть помогает. Я, что ли машину соседа разбила. Ты! А я должна думать, как теперь деньги отдать.

- Если бы ты сразу согласилась, как сосед предложил…

Тётка Зина в этот момент оторвала ухо от своей калитки и поторопилась огородами в контору колхоза к Сергею Степановичу.

Сергея Степановича она застала у своей машине. Успела. Сбивчиво рассказала всё, что услышала. Сергей Степанович плюнул смачно на землю и сказал:

- Достали вы меня этим Матвеичем! Мне работать надо, а не вашего Матвеича спасать от собственного сына. Иди домой, тётя Зина.

Тётка Зина понура поплелась домой, также огородами. Подошла к дому, а машина председателя уже там стояла.

Сергей Степанович входил в дом к Матвеичу в тот момент, как Нина выскочила из дома пулей со словами: «Первый и последний раз я переступила этот порог. А ты, - погрозила Дмитрию пальцем, - если не решишь… сам знаешь, что будет», и понеслась к машине мимо Сергея Степановича, так, что тому пришлось посторониться, чтобы не свалиться с крыльца.

- Сергей Степаныч, проходи. Познакомься – это мой сын, Дима.

- Дмитрий, пойдём, поговорим…

Они сидели в саду на покосившейся лавочке и разговаривали, как два приятеля. Нина несколько раз появлялась в поле их зрения, но ни разу не решилась что-либо сказать.

- Я, ведь, Сергей Степанович, не злодей какой. Мне отец хоть и не родной, но он получше, чем некоторые родные. Я его в обиду не дам. Но с Нинкой у них не сложилось… - и поторопился уточнить: - но я на стороне отца. Только я целый день на работе, а у неё язык… ужалить может, глазом не моргнёт. Что-то ляпнула она, обидела его сильно, а он не говорит, и она молчит. Сейчас вот глаз на дом положила, загорелось ей его продать. У меня долг почти сто тысяч, я машину соседа разбил… собственно, она и виновата…

- Нина твоя где работает?

- Да не работает она, как Виталик родился, так и сидит дома… Виталику восемь лет сейчас. Нет, но с делами домашними она справляется на «отлично», ничего не скажу… Тут ведь ещё что, - замялся Дмитрий, - кредит мы на отца взяли под мебель в новую квартиру. Ей бы язык-то свой придержать, а она всё жалит и жалит своим жалом. Никакой благодарности… И отцу, и мне достаётся. Сказать ничего не могу, чуть что, она: «Виталика возьму и уеду».

- Что, уезжала уже?

- Нет, но пугает постоянно. Боюсь я без сына остаться… и её люблю, хоть и гадина.

- Я тебе, Димка, не советчик, у меня, слава Богу, жена умная… прости… говорю как есть. Но, может, попробовать поставить её на место. Сдаётся мне, что она тебя просто на «слабо» берёт.

Прощаясь пожали друг другу руку.

- Спасибо, Сергей Степанович, тебе за отца.

- За него не беспокойся, присмотрим. Ты решай свои дела по-мужски и приезжай к отцу чаще.

Нина сидела в машине и не высовывалась, только молнии метала глазами.

Чуть отъехали и Нина начала зудеть Дмитрия: «Ты решил, или не решил?», «Ты мужик, или не мужик?». Дмитрий молчал, а Нина набирала обороты. Вдруг Дмитрий притормозил и остановился на обочине.

- Заткни пасть, - рявкнул Дмитрий. И, о чудо, Нина замолчала. А Дмитрий подозрительно спокойно продолжил: - Если ты не перестанешь брызгать ядом на меня, на отца, на кого угодно, то я тебя быстро соберу к твоим родителям. Только угадай: сколько дней ты там продержишься. Ты им не нужна, ты сама давно это поняла. Но знай: Виталика я тебе не отдам. А хочешь, мы сейчас приедем и спросим его: с кем он хочет остаться? Хочешь?

Дмитрий посмотрел на Нину: она сидела, как каменная, только слёзы текли по щекам. Дмитрий молчал. Нина закрыла лицо руками и всхлипывала, её плечи вздрагивали. Дмитрию стало её жалко, но он завёл машину, сказал: «Вот сейчас, ты больше похожа на женщину», и поехал.

Вскоре Диме позвонил Андрей, старший брат, и Дима выложил ему всю правду.

- Значит так, Димка, если твоя змеюка ещё раз…

- Не змеюка она…

- Если твоя незмеюка ещё раз обидит отца… ты меня знаешь... Давай мне все данные по кредиту на папу, я его погашу, а вот со своим долгом сам разбирайся. Ну, давай, пока. Нине привет передай. Витальке скажи, что я ему подарок выслал классный. Пусть ждёт.

Однажды солнечным днём Матвеич услышал шум подъезжающей машины. Калитка открылась и во двор вбежал Виталик:

- Деда, я приехал! Ты почему уехал от нас?

- Виталик, родной ты мой! Приехали с папой. А мама почему не приехала?

- А мама на работу устроилась, она на работе сейчас.

Уезжая вечером от дедушки, Виталик заявил:

- Я к тебе, дедуль, на каникулы приеду. На всё лето.

- Приезжай, на рыбалку будем ходить, я тебя научу корзины плести, будем вместе делать корзины для колхозных коровок.

Преемственность поколений. (Яндекс. Картинки)
Преемственность поколений. (Яндекс. Картинки)