Найти тему
Песня о счастье

Как именно психика защищает ребёнка, давая ему возможность учиться? Про детей 6-12 лет и нас с вами

Дорого весеннего дня! И снова о способности учиться.

Коротко из предыдущих статей по данной теме:

  • именно механизмы защиты переводят ребёнка в латентный возраст.
  • ребёнок идёт в школу, чтобы понять законы социума;
  • понять их он сможет с помощью стыковки этих трёх элементов: моторики, эмоций и интеллекта.
фото unsplash.com
фото unsplash.com

Напомню, здесь мы рассматриваем базовый курс детской психологии. О том, что и в каком возрасте у нас развивается.

Первая статья цикла базовой детской психологии здесь .

Первая статья данной темы здесь .

Латентный возраст, часть 3

Вспоминаем, как работают механизмы защиты, которые бурно расцветают в данном возрасте:

Если ребёнок тревоги не испытывает, это не значит, что её нет. Может оказаться, что сработали механизмы защиты.

Механизмы защиты бывают адаптивными и дезадаптивными, в зависимости от того, какое влияние они оказывают на жизнь человека.

1 группа защит - Избегание

Это значит, что моя психика всячески делает вид, что конфликта нет. Я или не признаю ситуацию, или не признаю эмоциональный фон, который её сопровождает.

Дорогая, тебе изменил муж. Подумаешь, какие глупости. Я признаю ситуацию, но не признаю эмоциональный фон, который её сопровождает.

Много разновидностей тревог в этой группе: избегаю всю ситуацию, избегаю ситуаций,

- я каким-то образом умудряюсь избегать информацию о ситуации;

- я пропускаю информацию, но моя психика её стирает;

Вот, подумайте, как много сил надо потратить, чтобы избегать, очень много. Психика делает вид, что этого не существует, любым способом. Это самая энергоёмкая группа защит. Ситуация даёт тревогу и надо же откуда-то вытащить запас энергии, чтобы всю эту информацию придавить.

Эта группа защит является нормой в остром горе. Если вы снимаете трубку и вам говорят, что ваш муж разбился, то жизненная сила тратиться на то, чтобы подавить весь уровень тревоги. Может произойти процесс заблокировки поступления информации внутри мозга.

2 группа защит – Взаимодействие (с реальностью)

- меня бросил муж, потому что я толстая. Важно то, что я теперь точно знаю, что я буду делать.

Это группа защит, которая признаёт наличие реальности. Но взаимодействует с её форматом.

- меня бросил муж, потому что он "козлик", надо искать хорошего. Некоторые люди делают это образом мышления.

- я встала с утра злая, как собака. Что это вы все такие злые. Это проекция.

- я встала с утра злая, как собака. Сейчас я так доведу подружку, что она мне врежет. Перевод пассивной агрессии в активную.

Моя психика пропускает это всё, я просто судорожно начинаю менять контекст, чтобы ситуация стала для меня переносимой.

- меня бросил муж – непереносимо;

- меня бросил муж-дурак – переносимо;

- меня бросил муж, потому что я толстая, – прекрасно, повод для личностного развития.

Нас интересуют защиты исходя из того, что они делают с реальностью. Потому что взаимодействие человека с реальностью - это и есть психологическая зрелость. Почему человеку дан ум? И откуда выражение «ум зашёл за разум»? Разум видит, как есть. Ум ищет решение, как с этим жить. Чувствуете разницу? Если я вижу картинку реальности искажённой, то мой ум начинает принимать невротические решения. Неправильные решения, несоответствующие реальности решения.

Т.е. нам с вами не термины важны, а ответы на 2 вопроса:

1. Видит ли ребёнок реальность?

2. Ребёнок принимает решения исходя из того, что есть на самом деле?

3 группа защит – Зрелые

Это когда я реально признаю, что произошло, и я сублимирую, например. Сублимация – это перевод агрессии в социально-приемлемое русло с достижением своих долгосрочных целей.

На меня орёт начальник. Я злюсь, конечно, но ответить не могу. И иду в баню, например, париться. Я вижу, что происходит, и сюрприза для меня при увольнении не будет. Могут уволить, но жить можно.

Ребёнку лет 6-ти предлагаются варианты психологических защит для того, чтобы попробовать решить, всё-таки, свои конфликты и выйти в мир. Каким увидит мир ребёнок, зависит уже от нас, родителей. Дети должны получить в это время духовное воспитание. Чем выше уровень духовной культуры вокруг ребенка, тем больше информации об устройстве мироздания он получает.

Продолжение цикла здесь.

Подробнее можно послушать в лекции Екатерины Сокальской :

Благодарю за внимание и всем успеха в воспитании себя и своих детей! У вас всё получится!

Подписывайтесь и ставьте лайк!