Процесс вакцинации от коронавируса зависит от интересов частных компаний, политических соображений недальновидных и часто некомпетентных руководителей государств. А ещё он явился очередным доказательство отсутствия единства в единой Европе.
Европейский Союз влил миллиарды евро в финансирование частного сектора фармацевтического производства. Он заказал миллионы доз вакцин. Правда, вовремя их не доставят. Контракты на закупку держится в секрете , их условия обсуждают с частными лабораториями. Такое соотношение будет сохраняться, пока вопрос вакцин будет подчинен закону рынка. По сути вакцинация показывает беспомощность Европы против Big-Pharma.
Спустя год после начала пандемия Сovid-19 Европейский союз так и не справился с проблемой. Конечно, Кврокомиссия ещё с прошлого лета сделала предзаказ на закупку большого количества доз сыворотки. 2,6 млрд экземпляров вакцины заказали у 8 транснациональных фармацевтических компаний. Можно сказать, европейские страны практически зарезервировали себе эту продукцию. Остальные страны должны выпутываться как могут.
Евросоюз закупил онлайн драгоценные склянки. Однако получить их физически в сроки, оговоренные договорами, не получается. По ситуации конец февраля, в странах Евросоюза было в распоряжении меньше вакцин, чем в Израиле, Великобритании и Соединенных Штатов.
Лондон – Брюссель 1:0
Причины этой разницы варьируются, в зависимости от конкретных случаев. Например, Тель-Авив закупил вакцину Pfizer-BioNTech и Modena по золотой цене: примерно 45 евро за дозу. Это в три раза выше самого завышенного тарифа за препарат. Причины успеха Вашингтона в том, что он «забил» дозы, сделанные главным образом за американские деньги. Лондон рассчитывает, что британское ведомство в области контроля за лекарственными средствами официально признает «народную» вакцину Oxford-AstraZeneca, а также препараты других компаний. И эта схема даёт ему преимущество перед Брюсселем как минимум в месяц.
В такой плачевной для ЕС картине есть ещё одно удручающее обстоятельство. Цепочки производства вакцины на континенте очень непрочные. По сути, Европа является второй зоной фармапроизводства. Несколько недель назад, а точнее, с конца января, выяснилось, что Pfizer и AstraZeneca задерживают поставки сыворотки в страны-члены ЕС. Тогда Еврокомиссия решила восполнить недостаток с помощью производства в самой Европе. Таким образом она намерена наладить ситуацию у себя и на всей планете. По крайней мере так заявляется. Но на самом деле, есть большая вероятность того, что сама Европа окажется за бортом.
Американская модель
Пока Брюссель регулирует вопрос распределение вакцин по примеру США. В структуре ЕС был создан новый отдел «био-обороны». Он называется Hera (Health Emergency Response Authority). Ведомство полностью скопировано с американского Федерального агентства Barda. Через него Вашингтон щедро финансировал и организовывала разработку, исследования, клинические испытания, производство и распределение разных вакцин.
Однако между этими учреждениями есть разница. Как только Джо Байден стал президентом, он воспользовался механизмом, созданным ещё времена Корейской войны: Defence Production Act. Этот документ позволяет государству осуществлять усиленный контроль в стратегически важных областях. Единственное же обязательство Еврокомиссии состоит обещании соблюдать «равное партнерство между государством и частным сектором» в переговорах с представителями фармацевтической промышленности.
Урсула фон дер Ляйден говорит о том, что для решения вопроса вакцин необходимо «собрать от всех по возможностям». Речь идёт об исследователях, о производителях и о контролирующих органах. Отметим, правда, что вопрос о производстве российской вакцины Спутник V в Европе не ставится. А ведь этот препарат эффективен более чем на 90%, как показывает исследование британских ученых. Глава Еврокомиссии отвергла такую возможность 17 февраля под надуманным предлогом. «Мы все задаемся вопросом, почему Россия всё время предлагает миллионы и миллионы доз нам, в то время как в собственной стране процесс вакцинации проходит очень медленно», – сказала она.
16 потенциальных мест производства во Франции
Еврокомиссар по внутреннему рынку Тьерри Бретон хорошо иллюстрирует волшебную логику Брюсселя. По его мнению, достаточно посетить завод субподрядчика AstraZeneca, расположенные в бельгийском городе Снеф, и все трудности исчезнут. Видимо, производство вакцины должно с помощью этого резко возрасти. Тем временем только во Франции есть 16 производств, которые потенциально можно задействовать для создание вакцин. Причём независимо от того, на базе чего они созданы (РНК, аденовирус, части вируса и т.д.). А также имеется много заводов, на которых можно заканчивать производство и упаковывать товар. Но Тьерри Бретон отвечает на это аргументами компаний Big Pharma, защищая их монополию. «Производить вакцину с нуля – это не просто. Процесс может занять 4-5 лет, – говорит он. – Наша задача- развитие уже существующей индустриальной базы в Европе. Лучше помочь заводам, производящим эту вакцину, чтобы те увеличили свои объёмы».
На самом деле ситуация не такая мрачная, как её описывает Еврокомиссия. Американская НКО Knowledge Ecology International (KEI), занимающаяся борьбой против злоупотреблений в сфере интеллектуальной собственности, провела исследование. Она выяснила, что срок, в который можно передать технологии от транснациональных компании и запустить цепочки производства различных вакцин у субподрядчиков, займёт в среднем от 1 до 3 месяцев. А это значит, что ЕС беспомощен и неспособен настоять на своих требованиях в составлении контрактов с представителями фармацевтической индустрии. Европейские власти сами создают искусственный дефицит. А этим затем пользуются крупные монополии в целях получение большой прибыли.
Спасём весь мир в лице ЕС
Пандемия – одна из первых ключевых мировых проблем. К тому же она усилилась связи с появлением новых штаммов и усугубилось нехваткой запасов основных составляющих цена: липиды, упаковка, иглы. Урсула фон дер Ляйден решила сделать некоторые подвижки. В рамках нового учреждения Hera она призвала запустить кампанию добровольного обмена лицензиями, навыками и технологиями. Только вот подразумевается это лишь на территории Евросоюза. А Всемирная организация здравоохранения с апреля 2020 года пытается установить такой обмен в планетарном масштабе. Тем не менее и этот, и другой механизм предусматривают добровольный характер, и зависят от благотворительности крупных фармацевтических компаний. В февральском интервью изданию Financial Times Эммануэль Макрон с неудовольствием отметил: «Если производители вакцины не захотят создавать видимости сотрудничества, политические проблемы интеллектуальной собственности неизбежно станут во всех наших странах».