Еще два года назад об эмоциональном интеллекте в нашей стране почти не говорили. Сегодня в том, что понимание своих и чужих эмоций, целей, желаний – необходимое умение, нет никаких сомнений. Создатель проекта «Монсики», психолог Виктория Шиманская на встрече Клуба экспертов образования провела лекцию-тренинг по развитию эмоционального интеллекта детей. "Мел" послушал и записал самое главное.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Вся наша жизнь – непрерывный поток стрессов, событий, разговоров, конфликтов, разочарований и впечатлений. Мы каждую минуту что-то переживаем. Но понять природу этих переживаний бывает сложно даже взрослому, не говоря уже о детях. Вот почему важно вовремя научить ребёнка разбираться со своими эмоциями: не подавлять их, а дружить с ними.
Неким объединяющим понятием для описания всех этих проявлений служит эмоциональный интеллект (EQ). Эмоциональный интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.
Когда эмоции – не враги, а друзья, они начинают помогать в достижении цели
Работу нужно вести с самого рождения ребенка, а ещё лучше – во время беременности мамы на курсах по подготовке к родам. Родители, как правило, уделяют большое внимание интеллектуальному развитию ребенка, совсем не думая о его эмоциональном состоянии. Часто их требования не совпадают с желаниями детей, а это неминуемо ведёт к психосоматическим проблемам.
Пять чувств
Важно, чтобы развитие умения воспринимать мир всеми пятью чувствами не заканчивалось в раннем детстве. Первоклассникам просто необходимы так называемые «тактильные сказки», которые может рассказать мама при помощи подручных средств.
Создайте, например, «волшебную сумочку», и положите в неё кисточку для пудры, балончик с термальной водой, шуршащую погремушку, массажный ёжик и кусочек меха. Затем, завяжите ребёнку глаза и придумайте интересную историю, задействуя каждый предмет. Ну, например, ваш ребёнок идет по тропинке, встречает зайчиков и других зверей, у него появляются новые друзья, потом он подходит к речке или водопаду и загадывает желание.
Такие пятиминутные истории оказывают не только антистрессовое воздействие, необходимое первоклашкам, но и формирует уникальный контакт мамы, папы и ребенка.
Сказкотерапия
Вообще именно сказки, сказочные существа, а главное проживание эмоций через сказки очень важны для развития эмоционального интеллекта у детей. Через сказкотерапию можно проработать страхи ребенка, разыграв вместе с ним страшного героя, придумав, что с ним произошло что-то такое, что он стал добрым или смешным.
Так, например, книга "Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить?" учит общаться, дружить, понять себя и этот мир с помощью доброжелательных существ Монсиков. Вместе с ними можно познакомиться с эмоциями, найти выход из сложной ситуации, научиться распределить все свои дела и освоить много других полезных навыков.
Как эмоциональный интеллект сможет помочь в процессе образования
Важно иметь в виду, что образование – процесс непрерывный. Ребёнок каждую минуту чему-то учится, причём не только у школьного учителя и родителей, но и друзей и людей из реального или виртуального окружения.
Существует три кита успешного образования с учетом EQ:
1. Индивидуальные потребности ребёнка (все дети разные и траектория обучения, соответственно, тоже).
2. Атмосфера поддержки и принятия в семье (семья проявляет интерес к обучению ребенка, избегает оценки и критики).
3. Программы и педагоги (принципы образовательной системы).
Когда ребёнок чему-то учится, он в итоге приобретает (или, к сожалению, не приобретает) пять результатов, с которыми, как с личным сокровищами, выходит затем в жизнь:
1. Знание, умение, навык, за которым ученик, собственно, и пришёл к учителю.
2. Тренировка общей способности к дальнейшему самообучению («научиться учиться»).
3. Самооценка или эмоциональный след, оставленный от занятий каким-либо видом деятельности. Либо удовлетворение, либо – разочарование в себе и мире. А главное, они приводят или к повышению уверенности в себе или же, наоборот, к снижению самооценки.
4. Память о педагоге. Память о взаимоотношениях с педагогом и впечатлении о нём. Аккуратная учительница формирует представления об аккуратности, добрая – о доброте. И так далее.
5. Опыт, совместно пережитый с другими учащимися. Когда ребёнок формирует представление об общем, исходя не только из своих представлений, но и представлений своих одноклассников.
Чего хочет ребенок
Родителям важно помнить, что успех не всегда равен счастью. Всё что "надо", но "не хочу", отражается на здоровье. В конце школьного обучения 82% детей хотят учиться хорошо и только 36% учатся с удовольствием.
Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (хочу) и «с удовольствием учусь» (надо) покрывается здоровьем ребёнка.
5 шагов развития
Для раскрытия всех возможностей эмоциональной сферы, ребенку нужно пройти через пять этапов игрового образовательного процесса:
- осознанность (я чувствую);
- мотивация (я хочу);
- самооценка (я могу);
- интеллект (я знаю)
- самореализация (я делаю)
Каждый этап позволяет освоить модели восприятия, осознания и взаимодействия с действительностью: «я чувствую», «я хочу», «я могу», «я знаю», «я делаю» соответственно.
Наши дети все впитывают в первую очередь через опыт и через наш родительский пример. Задавшись благородной целью развития эмоционального интеллекта у ребенка, вы одновременно будете развития EQ и у себя.
Начните с принятия факта: все эмоции существуют и все необходимы
Есть чувства, от которых хочется улыбаться: радость, нежность, гордость, счастье. От других становится плохо: страх, злость, обида, вина. Помогите ребёнку овладеть этим алгоритмом:
1. Понять свою эмоцию;
2. Принять ее. Не задавить, не отвергнуть. Честно дать себе внутри ощутить ее;
3. Понять, почему вы испытываете эти чувства;
4. Принять решение как выразить эти чувства.
Если мы сами будем озвучивать свои чувства (например: «Я испытываю радость, потому что мы так здорово всей семьей провели эти выходные, и я хотела бы, чтобы мы все выходные проводили вместе»), это станет нормой общения. Тогда и ребёнку будет легко понимать свои эмоции: "Я чувствую обиду и грусть, потому что у меня не получилось написать диктант, хотя я готовился и я хотел бы понять, что мне делать».