США и НАТО продолжают отрабатывать сценарии прямого военного конфликта с Россией. Если раньше, в качестве возможных ТВД (если говорить о Европе), рассматривались Прибалтика и Украина, то в последнее время возросла военная активность атлантического альянса в Норвегии.
Так, недавно на норвежский аэродром Орланд прибыли четыре стратегических сверхзвуковых бомбардировщика ВВС США В-1 В Lancer, каждый из которых несёт 24 тактические крылатые ракеты AGM-158 JASSM с дальностью полёта до 360 километров и до 980 километров в модификации JASSM-ER. Эти самолёты обладают способностью маловысотного прорыва ПВО посредством полёта на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности. Авиабаза Орланд находится у города Тронхейм на юге Норвегии, в одной тысяче километров от государственной границы РФ.
«Таким образом, мы демонстрируем нашу оперативную готовность и способность поддерживать союзников», – рассказал CNN командующий ВВС США в Африке и Европе генерал Джефф Харриган.
С 2018 года на территории Норвегии находится американский контингент – около 700 солдат на шестимесячной ротации, этой весной ожидается его увеличение на одну тысячу военнослужащих.
В регионе возросла активность военных учениях НАТО. В сентябре прошлого года были проведены учения в Баренцевом море недалеко от Кольского полуострова. 21 августа у северных берегов Норвегии появилась многоцелевая АПЛ «Seawolf», вооруженная крылатыми ракетами. Причем, Шестой флот ВМС США раскрыл , – что является необычным, – сведения о местонахождении подлодки на 21 августа: близ норвежского Тромсё, что стало сигналом России о подводных возможностях НАТО в арктических водах.
С точки зрения США и НАТО Норвегия – идеальный плацдарм для противостояния с Россией в Арктике. Размещение здесь стратегических бомбардировщиков, модернизация военной базы в Аннейя, строительство на острове Вардё, в 25 км от российской границы, радиолокационной станции ПРО «Глобус-3» вызывает законную обеспокоенность российских военных.
Однако, все штабные игры, сценирующие прямой военный конфликт с Россией без участия вооруженных сил США неизменно показывают быстрый разгром в течение нескольких дней по причине подавляющего численного превосходства расположенных на западных границах РФ военных контингентов.
18 сентября 2015 года американский журнал Foreign Policy опубликовал статью «Пентагон готовит новые военные планы против России на Балтике» (The Pentagon Is Preparing New War Plans for a Baltic Battle Against Russia) .
В статье рассказывалось о штабных играх, которые проводят пентагоновские генералы, чтобы оценить изменившуюся международную ситуацию после присоединения Крыма к России. Самое интересное было в том, что во всех этих играх НАТО проигрывало, ввязываясь в военный конфликт с российской армией, реагируя на гипотетический захват Россией республик Прибалтики. (But the really troubling thing is that in the war games being played, the United States keeps losing) .
Штабные игры – это непременный атрибут подготовки военных любой страны в рамках отработки сценариев конфликта на том или ином ТВД. Широко известна штабная игра японских адмиралов перед сражением у атолла Мидуэй в 1942 году. Возможные события моделировались на игральных костях (тогдашняя замена компьютерного генератора случайных чисел), выпала немыслимая комбинация. Она означала, что при внезапной атаке американских пикировщиков девять попаданий потопят три авианосца. Кроме этого, тропическая малярия (уже в реальности, а не в игре) вывела из строя лучшего штабиста флота адмирала Гэнду, внезапно слег с приступом аппендицита командующий палубной авиацией Футида, а главнокомандующий, герой Перл-Харбора, адмирал Ямамото отравился рыбой на банкете по случаю отплытия. Возможно, японцы не имели представления о вероятностном законе больших чисел или просто были слишком упрямы, но они не прислушались к «Знакам Судьбы» и стали бросать кости, пока не получили желаемые победные результаты. Реальный ход сражения дал предсказанный в первой штабной игре результат – три авианосца получили девять попаданий и пошли ко дну.
Американцы занимаются сейчас тем же самым, что и японские адмиралы во второй мировой войне. Они выдумывают все новые и новые варианты противостояния российской военной мощи.
В штабной игре с прибалтийским сценарием под условным названием «столешница» (Table-top) в 2015 году заместитель помощника министра обороны США Дэвид Очманек представлял Пентагон («синюю сторону»). За «красную сторону», то есть за русских, играла команда аналитиков из RAND Corporation .
Результаты были удручающими. После восьми часов игры «синяя» команда отправилась восвояси в депрессивном состоянии. Очманек признал, что НАТО не в состоянии защитить Прибалтику (After eight hours of gaming out various scenarios, the blue team went home depressed. “The conclusion”, Ochmanek says, “was that we are unable to defend the Baltics.”).
На другой день неугомонный Очманек повторил эту штабную игру ещё раз, и с тем же негативным результатом. Всего штабная игра на ТВД в Прибалтике была проиграна 16 раз, в Пентагоне и на военной базе НАТО в Рамштайне в Германии, причем с участием не только аналитиков, но и офицерского состава. Результат был одним и тем же. Американцы не успевали перебросить свои войска через Атлантику, чтобы «помешать русским захватить Прибалтику».
В марте 2021 года бывший командующий сухопутными войсками Польши генерал Вальдемар Скшипчак написал для издания Defence 24 статью, в которой рассмотрел сценарий боевых действий НАТО против России в районе Калининградской области.
«Российской 6-й армии, взаимодействующей с Балтийским флотом, понадобится на захват стран Балтии от двух до четырех суток», – пишет польский генерал. Уже после захвата Прибалтики боевые действия переместятся в южную часть Балтийского моря в направлении побережья Польши.
Начиная с 2015 года, подобные штабные игры служат прикрытием для наращивания группировки США и НАТО в Прибалтике и Польше. Перманентные неудачи «синих» используют, как доказательство недостаточности сил НАТО перед лицом российской военной угрозы.
В последние годы военные контингенты США и НАТО вблизи российских границ неуклонно возрастают.
Но сама география региона делает страны Прибалтики и Польшу в случае военного конфликта с Россией стратегически уязвимыми.
Директор Программы исследований безопасности в Массачусетском технологическом институте, профессор Барри Позен так описывает ситуацию на прибалтийском ТВД:
«Прибалтику сложно защищать. Эстония и Латвия расположены на длинной узкой полосе земли, граничащей с Россией. Литва по узкому «Сувалкскому коридору» между Калининградом, хорошо вооруженным российским эксклавом и союзной России Белоруссией, граничит с Польшей… Хотя эстонская граница обеспечивает некоторую естественную защиту в виде озёр, прудов и болот, страны Балтии просто не могут надеяться защищаться успешно, у их вооруженных сил нет места, куда они могли бы отступить, чтобы перегруппироваться и продолжить бой. Из-за географического положения НАТО пришлось бы размещать очень большие силы в Прибалтике вдоль границы с Россией на протяжении 700-800 км, чтобы иметь надежду их защитить. Но, учитывая географию и топографию района, даже крупные силы НАТО будут очень уязвимы перед катастрофическими последствиями прорыва линии фронта, потому что один-единственный успех русских мог бы их окружить. Морские подходы к странам Балтии не решают проблемы, потому что российские базы очень близко к ним».
Если военный конфликт с Россией в Прибалтике заведомо проигрывается НАТО, то с какой целью здесь, в Польше и Норвегии идет наращивание сил Альянса?
С одной стороны – для операций в арктическом регионе, с другой – для поддержки Украины в случае перехода конфликта в Донбассе в горячую фазу.
Сам факт присутствия вооруженных сил США и НАТО вблизи российских границ отбрасывает «оперативную тень» на штабное планирование противника, втянутого в прокси-войну на расположенном неподалеку ТВД.
Если республики Донбасса потерпят поражение в боях против ВСУ, то военные контингенты США и НАТО могут быть переброшены вплотную к границам России (в Донецкую и Луганскую области) под предлогом миротворческих операций, отбрасывая «оперативную тень» на планирование защиты Крыма и Кавказа на случай гипотетического прорыва неприятеля в эти российские регионы.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук