Налоговое законодательство дает налоговым органам ряд инструментов, с помощью которых они могут проверять налогоплательщиков на предмет их добросовестности в вопросах уплаты налогов. Ведь ключевая цель работы налоговых органов – контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет. Одни из таких механизмов контроля – налоговые проверки, которые бывают двух видов: камеральные и выездные. Давайте разбираться.
Среди огромного арсенала методов работы налоговых органов налоговые проверки занимают центральное место. Да, налоговый орган может, к примеру, следить за счетами налогоплательщиков (почитай об этом здесь) или подавать в суд за неуплату имущественных налогов физических лиц (об этом можно почитать здесь). Но фундамент деятельности – проверки.
Начнем с камеральной проверки. Согласно ст. 88 Налогового кодекса РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Это значит, что буквально каждая декларация, представленная в налоговые органы (о специфических узкоспециальных моментах я здесь рассказывать не буду), будет подвергнута камеральной проверке. Налоговый инспектор по общему правилу будет проверять декларацию в инспекции, никуда не выезжая, никого не опрашивая (как правило), просто сверяя данные из декларации с данными, которые есть в распоряжении налоговой инспекции или которые инспектор истребует сам по необходимости.
Если инспектор установит какие-либо нарушения в декларации, то он сначала известит налогоплательщика о таковых, предложит внести исправления (что это такое можно узнать здесь), а потом в случае отказа налогоплательщика исправлять ошибки или игнорирования сообщений инспектора составит акт налоговой проверки.
Выездная проверка устроена посложнее. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
При этом выездная проверка проводится не на основании какой-то одной декларации налогоплательщика, а по определенным налогам и сборам за период времени, не превышающий три года, предшествующие году назначения налоговой проверки. То есть в ходе выездной проверки налоговая инспекция может проверить как все налоги и сборы, так и какие-то отдельно. При этом проверены могут быть как три предшествующих года, так и, к примеру, только какой-то один квартал в пределах этих трех лет.
По результатам проведения выездной проверки акт налоговой проверки составляется всегда, даже если нарушения не выявлены (что в реальности не бывает никогда). При камеральной проверке акт налоговой проверки будет составляться только в случае обнаружения нарушений.
Выездная проверка также длится гораздо дольше. Да, по общему правилу срок ее проведения составляет два месяца, но выездная проверка может прерываться и продлеваться, что в целом удлиняет период ее проведения чуть ли не до года.
Ключевое отличие этих двух видов проверок – глубина исследования деятельности налогоплательщика. Выездная проверка более тщательно и скрупулёзно собирает нарушения налогоплательщика. Но и попадают на эту проверку далеко не все, на что отдельно указывает сам механизм ее назначения по особому распоряжению.
Хотите знать больше о собственных правах? Подписывайтесь на канал и становитесь более грамотным.
Если есть предложения по тематике статей, то не стесняйтесь и пишите в комментарии.