Казалось бы странная постановка вопроса. Какие из улиц современного Петербурга сохранились со времен шведского владычества и существования города Ниена? Того самого, что стоял у места впадения Большой Охты в Неву, под прикрытием грозной крепости Ниеншанц. Если вынести за скобки переименования улиц, их расширения и спрямления, можно утверждать, что такие улицы существуют до сих пор.
Долгое время вообще сам факт наличия в дельте Невы шведской инфраструктуры умалчивался. Считалось, что Петр I твердой ногой ступил на безлюдную территорию и основал здесь новый город. Сегодня мы все больше узнаем о допетровской истории этой земли. Некоторые улицы Северной столицы по своей трассировке восходят как раз к допетровскому времени. Ведь дороги живут своей жизнью, отдельной от политических метаморфоз. И с пониманием наблюдают, как одно государство сменяет другое…
Ниен, Ниешанц, Спасское
Чтобы понять, какие современные магистрали могли бы служить еще и шведам – посмотрим на карту 1698 года. Главные узлы шведской инфраструктуры в невской дельте это город Ниен и крепость Ниеншанц у впадения Охты в Неву.
Тоненькие нити – это дороги. Многие из них исчезли, поскольку Васильевский остров, Адмиралтейская, Петербургская и Выборгская сторона были полностью перепланированы.
Но как видим, кроме собственно Ниена и защищавшей его крепости Ниеншанц здесь при шведах уже много чего было. Ниен был крупным портом и нуждался в складах, верфях, а богатевшая знать не прочь была обзавестись загородными резиденциями.
На противоположном берегу, там где сейчас Смольный собор, находилось село Спасское, где в отличие от Ниена проживало преимущественно православное население. Смоляной двор при Петре I устроили в как раз в кронверке, защищавшем это село.
Интересно, что в саду Смольного собора на Неве сохранился причал. Другой причал – на противоположном берегу. Это следы древнейшей переправы через Неву, которая соединяла Шведское и Новгородское государство.
Суворовский проспект
А теперь посмотрим на современную карту Петербурга с учетом того, что центром был шведский город Ниен и его славянский "спутник" Spasskoye.
От села Спасского начиналась дорога к Нарве, то есть Нарвская дорога. Она соответствует трассе нынешнего Суворовского проспекта. Как раз в районе современной площади Восстания был перекресток, где эта дорога переходила в современный Лиговский проспект.
Проспект, кстати, уже в послепетровское время назывался Слоновым (от 2-й до 9-й Советской улицы), поскольку вел к Слоновому двору, зверинцу для экзотических животных.
Интересно, что от этого перекрестка началась и дорога примерно вдоль современной Кирочной улицы. Она выходила в район Соляного городка на берегу Фонтанки. В этом месте еще при Петре возникла Партикулярная верфь, которая занималась строительством, как бы мы сегодня сказали, маломерных гражданских судов. Поскольку сюда вела еще шведская дорога, то очень вероятно, что эта верфь была переделана из аналогичного по назначению шведского «производства».
Лиговский проспект
Всем известно, что «Лиговка» проходит по трассе засыпанного ныне в большинстве своем Лиговского канала. А тот, в свою очередь, прокопан при Петре I от реки Дудергофки (Лиги) в районе современного поселка Горелово до современной улицы Некрасова и Некрасовского (Греческого) сада.
И канал, и будущей проспект проходили вдоль дороги, которая условно кое-где называется «Новгородской». Однако правильно ее было бы называть Нарвской, ибо вела она в Нарву, также принадлежавшую шведам. Попасть по ней в Новгород, конечно, можно было, но пришлось бы делать огромный крюк. Новгородцы предпочитали Ореховскую дорогу, до которой можно было добраться по берегу Невы (см. ниже).
Нарвская дорога проходила мимо Дудергофа – личного владения первого губернатора Ингерманландии – Юхана Шютте.
Ну а Лиговский канал скорее всего прокладывали вдоль существовавшей «Нарвской дороги», так было просто удобно.
Большеохтинский проспект
Как административный центр Ингерманландии, Ниен должен был быть связан с метрополией и ее столицей – Стокгольмом. Одна дорога – «Нарвская» с последующей водной переправой. Вторая – «Выборгская», то есть через Выборг. Она хорошо видна на карте и в своем начале соответствует Большеохтинскому проспекту.
Современный район Большая Охта возник как раз на месте города Ниена, но вся планировка изменилась. Если при шведах сетка была сориентирована вдоль Охты, то при русском владычестве сетка была вытянута вдоль Невы.
Большеохтинский проспект конечно достаточно молодой, чтобы говорить о том, что его проложили еще шведы. Возник он в 1820-х годах (как и Малоохтинский), но, скорее, как спрямление исторической дороги, на оси которой находится и современный Полюстровский проспект.
Малоохтинский проспект
От Ниена в Шлиссельбург можно было добраться по дороге вдоль правого берега Невы. Частью этой дороги была трасса современного Малоохтинского проспекта. На карте, приведенной в начале, хорошо видно, что вдоль Невы было две дороги – по «шведскому» (правому) берегу и «новгородскому» (левому). Возможно, у них был и разный статус.
Дорога по «новгородскому» берегу также сохранилась на современной карте, как…
Проспект Обуховской обороны
До революции проспект назывался Шлиссельбургским и был частью Шлиссельбургского тракта, дороги к крепости Орешек (Шлиссельбург). И вот эта дорога может претендовать на статус самой древней. Именно по ней в «Канцы», в район села Спасского и будущего Ниена добирались новгородцы еще до перехода невской дельты под шведскую корону. Вдоль левого берега Невы добирались за современное Отрадное и поворачивали на «Ореховскую дорогу», которая вела по трассе современной дороги областного значения 41А-004 через Мгу, Шапки, Любань, Тёсово – в Великий Новгород.
Проспект Обуховской обороны, кстати, один из самых длинных в России почти 11 км, в современном виде появился только в 1952 году путем «склейки» 6 проспектов!
Улица Червоного казачества
Сейчас эту улицу вряд ли можно назвать исторической. С одной стороны к ней теснятся «хрущевки», с другой – железная дорога и кладбище. Но именно по этому направлению, вдоль реки Красненькая, к берегу Финского залива выходила «Нарвская дорога».
Здесь же на территории Красненького кладбища, у моста через реку находилась одна из застав и шведский редут. Интересно, что ограда автовского некрополя символически воспроизводит очертания подобного укрепления.
Проспект Стачек
Проспект Стачек, который переходит в Петергофское шоссе – часть старинной Петергофской дороги, которая появилась при Петре I . И при шведах, и при новгородцах вдоль берега Финского залива шла дорога, которую условно можно назвать «Приморской». Она отходила от Нарвской дороги в районе «Привала» - пересечения проспекта Маршала Жукова и проспекта Стачек. Поэтому «шведским» можно считать лишь участок проспекта Стачек от Автово.
На «Привале» была развилка двух дорог: Нарвской и Приморской (Петергофской). Приморская дорога имела для шведов важное региональное значение, поскольку вела в Тюрис (Мартышкино) – духовную столицу Ингерманландии, Стрельнахофф (Стрельну) – загородную резиденцию генерал-губернаторов, основанную Юханом Шютте, а также в приморские мызы.
Проспект Маршала Жукова
Наконец, проспект Маршала Жукова, переходящий в Таллинское шоссе – это спрямленная старинная Нарвская дорога, которая продолжалась за развилкой с Приморской (Петергофской) дорогой и связывала Ниен с Нарвой и Европой. В районе окончания проспекта Стачек у проспекта Маршала Жукова есть интересный артефакт – «кусочек» старой Нарвской дороги, взбирающийся здесь на литориновый уступ. У развилки стоит памятник обороне Ленинграда, переделанный из … «верстового столба»..
Как видим «шведский след» на современной карте города довольно значителен. Петр Первый активно пользовался плодами трудов «надменного соседа», что привело к быстрому росту новой российской столицы. Уже в наше время появится даже миф о том, что русский царь «откопал» некий древний город.
Для иллюстрации того, насколько неожиданным может быть «шведский след» - для дочитавших – небольшой бонус… Уверены, таких примеров много.
Тропинка в Орловском парке
Остановимся на пешей дорожке, пересекающей Орловский парк в Стрельне. Замечательный стрельновед Олег Павлович Вареник убедительно показал, что это ни что иное как след от шведской дороги. Он хорошо читается и в тропинке, проходящей мимо Дворца Петра I, ведущей к Нижней дороге (при шведах она и была Приморской).
Дело в том, что в Стрельне у знакомого нам уже Юхана Шютте была резиденция – на месте Дворца Петра I . Возможно, Петр Алексеевич и вселился в готовый шведский дворец…
А теперь посмотрим на местность глазами Юхана Шютте. Кстати, вот его портрет. Умнейший человек!
Если благородному господину Юхану Шютте по делам необходимо было ехать в Ниен, он мог воспользоваться Петергофской дорогой. А вот если ему нужно было ехать в Европу (например, в Нарву, а дальше морем в Стокгольм), то он неизбежно ехал кратчайшим путем на Нарвскую дорогу. Это направление как раз и соответствует тропинке в парке.
Достоверно известно, что здесь, вдоль тропинки, когда-то находилась небольшая деревня. Ее расселили после передачи этой земли графу Александру Федоровичу Орлову в 1834 году. Дорога была спрямлена в современную Фронтовую улицу...
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL