Современные технологии делают нашу жизнь всё проще. Получение информации, скорость работы в некоторых сферах и так далее… Даже автомобили на электромоторах становятся реальностью, хотя ранее простой человек считал это фантастикой. Но если простую машину можно оснастить электродвигателем, почему нельзя сделать это с танком?
Преимущества электромотора
В сравнении с ДВС, электрические силовые агрегаты менее шумные и при этом более мощные при меньших габаритах. Иными словами, мы получаем двигатель чуть ли не из трёх деталей, меньший в габаритах и как следствие более лёгкий, мощный и надёжный.
Для инженеров это просто огромное окно возможностей для увеличения бронирования, усиления вооружения, создания десантных боевых машин с большей мобильностью и так далее. Но по тем или иным причинам, электродвигатели в танки даже не собираются устанавливать.
Почему не разрабатывают?
То что любая силовая установка может нагреться до высоких температур знает каждый. Здесь электромотор ни лучше, ни хуже, но обеспечение агрегат электричеством будет куда сложнее. Проблема массы даже компактных электромобилей не в самих моторах, а в аккумуляторных батареях. Для понимания, классический автомобиль с ДВС будет дешевле в производстве и легче примерно на 200-300 килограммов. Опытные водители подтвердят – иногда эти килограммы дают о себе знать.
В случае танка вес батарей может составлять несколько тонн при значительно меньшем запасе хода, чем у ДВС. К примеру, запас хода Т-72 составляет от 500 до 700 км, в зависимости от условий, наличия дополнительных баков и версии машины. Если оснастить Т-72 электродвигателем, то запас хода сократится в разы. Это негативно скажется на автономности. И не стоит думать, что силовой агрегат один будет потреблять энергию. Сюда же можно отнести практически все бортовые системы, кроме ручных. Даже некоторые приборы танка работают на электричестве, а про СУО, систему лазерного облучения, вспомогательные системы наблюдения, автомат заряжания даже говорить не приходится.
Но самая большая проблема в том, как «заправлять» танки с электрической силовой установкой? Один электрозаправщик будет невероятно большим и тяжёлым, а скорость подзарядки может занимать часы. Разумеется, возникает вопрос сохранности объёма электроэнергии, её перемещения и добычи. Про реальные боевые условия говорить раздобыть достаточно энергии будет мягко говоря проблематично, а мобильные зарядные станции будут н такими уж и мобильными, как кажется на первый взгляд.
Если говорить об экономической рентабельности, то её нет. Да – электродвигатель дешевле ДВС, но производство топливных баков, даже протектированных, значительно дешевле аккумуляторных батарей. К тому же, менять «батарейки» придётся значительно чаще, чем ёмкости для горючего. Это наложит свои нюансы в стоимость эксплуатации электрического танка.
А как на счёт танков с гибридной силовой установкой? Здесь проблем как больше, так и меньше. Зависит от точки зрения. Такие танки будут однозначно дороже из-за батарей, разработки и производства системы для гибридной силовой установки. К тому же, мощность агрегата или существенно упадёт, или сам танк станет больше и тяжелее, нивелируя «выигрыш» в запасе хода и теоретической мобильности. В связи с этим, рациональность боевых машин с гибридной силовой установкой тоже под большим вопросом.