Найти тему
Технодзен Сергея Вильянова

Сколько стоит информация о вашей жизни, и кто на ней зарабатывает?

Если в некой индустрии крутится 227 миллиардов долларов в год – это много или мало?

Давайте прикинем.

В мире ежегодно производят почти 6 миллионов тонн чая. При оптовой цене килограмма в районе трех с половиной долларов, урожай стоит около 21 миллиарда долларов в год.

Экспорт чая – большой и важный бизнес для целых государств. Например, для Кении и Шри-Ланки чай является одним из ключевых источников дохода, и, когда случается засуха, экономика стран сильно страдает.

Чайный куст набирает максимальную силу только через 40-50 лет после высадки саженца. Площади чайных плантаций занимают огромные пространства и хорошо видны из космоса. Листья собираются только вручную. Потом их нужно высушить, упаковать, доставить на фабрику, которая может находиться вообще на другом континенте.

Результаты трудов тысяч людей находятся у каждого из нас в шкафчике на кухне. В любом магазине нас встречают десятки, сотни разных упаковок чая.

И вот вся эта огромная, хорошо заметная всем индустрия стоит оптом 21 миллиардов долларов в год. Подчеркну – оптом, потому что жадность и фантазия расфасовщиков бесконечны. Но основной труд лежит на плечах тех, кто выращивает и собирает чай.

А есть сфера, где крутится денег на порядок больше. Те самые 227 миллиардов . Это индустрия сбора и обработки цифровых данных. Причем вы являетесь ее активным спонсором, делая взносы личной информацией и живыми деньгами. Тем не менее, несмотря на такую вовлеченность, вы почти ничего об индустрии не знаете.

Интересно? Мне тоже.

Что в имени тебе моем?

28 января, в День защиты данных (есть и такой), Apple опубликовала любопытный документ «Один день из жизни ваших данных». Почитать его может любой желающий, с одной маленькой оговоркой – на момент написания этого текста был доступен только англоязычный вариант.

В нем очень доходчиво показано, как вполне обычная прогулка отца с дочкой в парк становится, с одной стороны, поводом в будущем продать папе разных товаров, а, с другой, генерирует информацию, которая сама станет товаром и будет многократно продана в разных обертках. И именно из таких крупиц складываются две сотни миллиардов долларов.

-2

Вот как это работает.

Перед прогулкой отец (пусть его зовут Джон) смотрит прогноз погоды, проверяет пробки на маршруте к школе, где учится ребенок, и заодно читает новости. Приложения, которыми он пользуется, внимательно следят за геолокацией пользователя, одновременно «зная» о планируемых перемещениях и интересах. Собираемые данные анонимны, то есть в них не фигурирует имя человека и номер его телефона.

Но разработчики приложений продают информацию множеству так называемых «брокеров данных». Те, в свою очередь, «обогащают» их данными из других приложений и источников. И в результате получают крайне детальный слепок личности. В общем-то, имя никого не волнует. Чай не селебрити. Гораздо интереснее, что есть человек известного возраста, живущий в известном здании, бывающий в известных местах и обладающий известными интересами. И еще у него есть дочка.

-3

Этой самой дочке (ее зовут, например, Эмма) во время игры на папином планшете показывают рекламу нового самоката. Реклама появилась потому, что производитель заказал показы на устройствах, принадлежащих людям определенного возраста, с определенным доходом и с детьми. В старые времена компании бы пришлось крутить ролики по телевизору и, что называется, бить по площадям. Ведь рекламировать самокаты в передачах для взрослых странно, а при размещении ролика в детской программе нельзя гарантировать, что ребенок сможет склонить родителей к покупке. И, главное, совершенно не факт, что у последних есть на него свободные средства.

А так получается выстрел в десятку. Особенно если какое-нибудь приложение на смартфоне Джона услышало несколько раз словосочетание «день рождения». И распознало. Разумеется, полностью анонимно. Информация о грядущем семейном празднике очень интересна рекламодателям.

На прогулке папа с дочкой делают селфи, и потом Джон с помощью модного приложения пририсовывает всем заячьи ушки. Все хорошо, но приложение имеет доступ ко всем фотографиям на телефоне. Метаданные снимков (в первую очередь, место съемки) – отличный товар для брокеров. Они позволяют не только узнать любимые места владельца аппарата, но и – косвенно – оценить его платежеспособность. Например, если он всю жизнь проводит в небольшом городке и ездит только в супермаркет – это одно. А если метнулся в Париж на неделю и жил в пятизвездочном отеле, ему можно предложить много интересных товаров. И такие данные купят дороже.

-4

По пути домой наши герои заезжают поесть мороженого в кафе при магазине игрушек. Восторгу сборщиков данных нет предела: этот замечательный папа знает места, которые нравятся детям, и готов расставаться там с деньгами. Да, информация о платежах тоже секрет Полишинеля, особенно если какое-нибудь приложение имеет доступ к SMS.

В общем, вполне обычная прогулка с ребенком становится источником знаний для разных продаванов, которые будут долбить персонализированными предложениями не одну неделю. И очень вероятно, что в итоге продажа состоится. Возможно даже не одна.

А если бы это была деловая поездка?

А сколько всего интересного можно собрать, когда на смартфоне каждый день решаются какие-то рабочие вопросы, вроде закупки товаров и управления логистикой?

-5

Уйти под радары

По своей работе я много перемещаюсь в пространстве. И почти каждый раз беру с собой разные телефоны, потому что лучше всего их тестировать именно в дороге. Информативнее получается.

Так вот, когда при себе смартфон на Android, чувствуешь себя под постоянным присмотром. И платформа, и установленные приложения знают о тебе все. Где ты покупал воду, где ужинал, где ночевал, мимо каких достопримечательностей проходил… Вот только что, вернувшись из Нижнего Новгорода, я поставил оценки двум десяткам мест, где побывал или прошел мимо. И еще полусотне из предыдущих поездок. Разумеется, сам я все не запомнил, но приложения вежливо подсказали все адреса и явки.

Пусть их, мне не жалко. С одной стороны, это даже забавно. С другой, я понимаю, что на основе собранных данных меня будут долго пичкать специально подготовленной рекламой. Но мне это интересно в исследовательских целях, а к бумажнику роботы пока не пробьются, ума не хватит. Но роботы, в отличие от людей, с годами умнеют. И кто знает…

А вот когда у меня с собой только iPhone, никаких напоминалок не приходит. Будто и не ездил никуда. iOS наверняка что-то знает, но сохраняет знание в себе, не делясь с установленными приложениями. Если очень захочется, можно поделиться самому.

-6

Как это на iOS/iPadOS работает, я уже писал . И даже не раз .

Суть в том, что Apple оставляет данные в семье. В смысле, крайне жестко контролирует работу разного рода трекеров в приложениях и предоставляет пользователю возможность регулировать уровни «подглядывания».

Например, сегодня один мессенджер после обновления вдруг возжелал отслеживать мои активности в других приложениях и на сайтах. iOS предупредила об этом, и я отказал любопытной варваре, заодно отключив ему точное геопозиционирование. Ну не нужно программе для отправки сообщений знать где я с точностью до метра.

Не нужно всем подряд приложениям иметь доступ к коллекции фото на смартфоне.

Не стоит шерстить мою переписку, пусть и «обезличенно».

Много чего не стоит. Особенно с учетом того, что все это накапливается годами, и непонятно – как может однажды выстрелить.

Итого

Трудно осуждать тех, кто зарабатывает деньги, находясь в рамках правового поля. Пусть порой и проходя по самому краешку.

Но само правовое поле в этой сфере нарисовано словно мелком на асфальте. Не удивлюсь, если уже скоро этот приятный приработок для разработчиков ПО превратится в наказуемое деяние. Причем – уголовно. Easy come, easy go.

-7

Но даже если бизнес на подсматривании останется вполне легальным, пользователь должен иметь право и возможность контролировать судьбу своих цифровых отпечатков. Раз уж они настолько ценны, что кто-то зарабатывает на них пару сотен миллиардов долларов в год – извольте делиться.

Абсолютно не переоценивая ценность своей цифровой личности, я хочу за чужое приобщение к ней получать какую-нибудь приятную компенсацию.

Где-то в пределах чашки приличного чая.

P.S. Если ничего не изменится, выручка индустрии к 2025 году вырастет до 400 миллиардов долларов. Ориентировочная цена персональных цифровых данных одного европейского пользователя интернета увеличится до $3.18.

Подписывайтесь на Технодзен и будьте начеку