Найти тему
Белорус и Я

В экипаже только девушки

Женщины Союзного государства

Штурвал в надёжных и нежных руках

Как служат девушки первого в истории России женского экипажа военного патрульного катера

Если бы я терпел бедствие где-нибудь в Чёрном море, то хотел бы, чтобы меня спас экипаж военного катера П-834. Чтобы из воды меня вытащили нежные девичьи руки. Именно так, этот катер «Раптор» Черноморского флота стал первым и пока единственным военным кораблём, экипаж которого состоит исключительно из представительниц лучшей половины человечества.

Можно смело сказать, что такого не бывало никогда. Девушки управляли танками и самолётами, стреляли из снайперских винтовок, ходили в разведку… Но в военно-морском флоте намертво прижилась поговорка о том, что женщина на корабле – к несчастью. Это мнение бытовало ровно до прошлой весны, когда на борт катера П-834 поднялись ефрейтор Анна Брикез с матросами Юлией Курочкиной и Ольгой Чулковой. Эти умницы и красавицы всего за год сломали вековые традиции и показали, что лучшей половине покорны и морские просторы.

Ольга, Анна и Юля (слева направо) уверены: женщины на корабле – это к счастью!
Ольга, Анна и Юля (слева направо) уверены: женщины на корабле – это к счастью!

Экипаж машины боевой

Началось всё с эксперимента: смогут ли дамы управлять напичканным современной электроникой и оружием плавсредством. В начале марта прошлого года командующий ВМФ России Николай Евменов объявил, что по приказу министра обороны Сергея Шойгу сформирован первый женский экипаж военного патрульного катера.

Командиром стала Анна Брикез. Она из Ростова-на Дону, о флоте мечтала с детства. Но путь на капитанский мостик был извилист и тернист. Сначала окончила Московский государственный университет технологий и управления, получила диплом инженера-технолога общественного питания. А потом решила связать жизнь с армией, подписала контракт, служила в одной из воинских частей Ростова-на-Дону. Позже появилась возможность перебраться ближе к морю, в Севастополь. В зенитно-ракетном полку Анна освоила новую специальность радиотелефониста. А когда в часть пришла телеграмма о наборе женского экипажа боевого катера, её рапорт оказался на столе командира одним из первых.

– Я даже не думала, что девушек, мечтающих о настоящей морской службе, так много, – говорит Анна. – Пришлось пройти довольно жёсткий отбор, который включал и медкомиссию, и собеседования с самыми разными специалистами. Одного желания ведь недостаточно, мы должны полностью соответствовать. К тому же от нас, от результатов эксперимента зависело будущее женских экипажей в военном флоте. Так что мы сражались не только за свои места на катере, но и за будущее женской составляющей российского военного флота.

Анна, кстати, продолжает военную династию. Один дед у неё был военным водолазом, а второй – лётчиком. Отец летал на вертолёте в Афганистане. Даже муж и тот при погонах, служит в полиции.

– У меня и мама всю жизнь в военторге проработала, – смеётся командир патрульного катера. – Так что быть военным – мне от этого никуда не деться.

У Юлии Курочкиной, рулевого-сигнальщика, военных в семье не было
У Юлии Курочкиной, рулевого-сигнальщика, военных в семье не было

А вот у Юлии Курочкиной, рулевого-сигнальщика, военных в семье не было. Родилась она в Вологде и тоже с детства мечтала о военной службе. Правда, о флоте и помыслить не решалась, думала о сухопутных войсках. Пыталась поступить в Военный университет, но неудачно. Окончила гражданский вуз по экономическому профилю, семь лет работала бухгалтером. А потом подписала контракт. И оказалась в той же части, что и её нынешний командир. Стоит ли говорить, что с рапортом к начальству Юлия тоже прибежала, как только узнала о конкурсе.

– Я очень рада, что моя судьба сложилась именно так, что у меня получилось попасть в этот экипаж, – говорит Юля. – Служить здесь сложно, очень большая ответственность. Но зато как интересно!

Третий член экипажа Ольга Чулкова – старший моторист. Она отвечает за работу всех технических систем катера. Как и Юлия, она первый военный в семье.

– Вот я и стану родоначальником военной династии, – улыбается Ольга.

Старший моторист Ольга Чулкова о флоте раньше и мечтать не могли
Старший моторист Ольга Чулкова о флоте раньше и мечтать не могли

Прошлой весной рапорт Ольги об участии в конкурсе тоже не заставил себя долго ждать. – Помню, я тогда подумала: вот мой шанс, – вспоминает старший моторист. – Правда, ещё предстояло обговорить всё с мужем. Но он меня поддержал, и я ему за это очень благодарна.

У Ольги, кстати, двое детей. Сыну – 15 лет, дочке – шесть. Кто же с ними сидит, когда и папа, и мама при погонах? Оказывается, бабушка с дедушкой тоже поддержали выбор Ольги. Так что есть кому присмотреть за детьми, пока мама на службе.

Граната – враг водолаза

Здесь, наверное, стоит объяснить, что такое современный военный патрульный катер. С теми катерами, которые лодки с мотором, «Раптор» имеет мало общего. Это целая бронированная яхта, напичканная электроникой и навигационным оборудованием, способная двигаться со скоростью 48 узлов (примерно 88 километров в час). На «Рапторе» стоит боевой модуль «Управа-Корд» с крупнокалиберным пулемётом, гироскопическим стабилизатором и системой управления огнём. Есть кубрик, общее помещение, камбуз – всё, что нужно для хоть и недолгого – сутки-двое, – но автономного плавания. Наверное, в самом начале эксперимента многие задумывались, как такой техникой будут управлять три слабые женщины.

А слабым женщинам предстояло продемонстрировать свою силу. Прежде всего они отправились в Санкт-Петербург, в Объединенный учебный центр ВМФ. Ускоренным темпом они учились ориентироваться в морском пространстве, управлять катером и его системами… Занимались на новейших тренажёрах, где с помощью виртуальной реальности можно моделировать любые участки Мирового океана и различные погодные и штормовые условия.

В Учебном центре ВМФ девушки тренируются задраивать пробоины
В Учебном центре ВМФ девушки тренируются задраивать пробоины

Кроме того, девушкам приходилось тушить пожары, затыкать пробоины и ликвидировать протечки в корпусе… Это называется «борьба за живучесть корабля», один из самых важных навыков для любого военного моряка. Случись что в открытом море, боеспособность «Раптора» и жизни девчонок – всё будет зависеть только от них самих.

Экзамены будущим морским волчицам пришлось сдавать и в Санкт-Петербурге, и на Черноморском флоте. Проверялись знания не только по военной специальности, но и по общевойсковым дисциплинам. Метание гранат, противодиверсионная оборона, знание уставов и многое другое. И практически все зачёты девушки сдали на отлично.

– Представляете, мы впервые в жизни метали не учебные, а настоящие, боевые гранаты, – рассказывают они. – Инструкторы сказали, что для первого раза мы справились прекрасно. Теперь метания таких гранат у нас проходят на каждых учениях по противодействию диверсантам. Ведь для вражеского водолаза самое страшное – это взорвавшаяся под водой РГД-5.

Настоящей проверкой для всего экипажа стало участие в праздновании Дня ВМФ в Севастополе. На своём катере девушки должны были выйти в заданный район и держаться в строю других малых кораблей. За их действиями в прямом смысле слова следил весь флот и весь город. И девчонки справились.

Эвакуироваться на спасательный плотик тоже надо уметь
Эвакуироваться на спасательный плотик тоже надо уметь

Эксперимент продолжался до прошлого сентября. А потом девушки с радостью прочли в сети сообщение: «На Черноморском флоте успешно завершён эксперимент по созданию женского экипажа на патрульном катере. За время эксперимента военнослужащие-женщины прошли курсы интенсивной общевойсковой подготовки, обучились специальностям командира катера, моториста-электрика и рулевого-сигнальщика».

Мужчинам могут и фору дать

А что теперь? Обычная повседневная служба. Отличается она чем-то от службы мужской? К примеру, журналисты часто спрашивают, позволяется ли дамам-морякам косметика. Оказывается, особых запретов по этой части нет, нужно только меру знать.

– Даже украшения можно носить – обручальные кольца и серёжки, – рассказывает Юлия Курочкина. – Правда, во время выполнения боевой задачи приходится снимать. Это как в спортивной секции, чтобы себя не поранить.

И всё же дамам сложнее, чем военным-мужчинам. Ведь порой нужна грубая физическая сила. И тут на выручку приходит коллективная работа: там, где не справится одна, можно навалиться всем экипажем. Например, тяжёлый люк на носу нужно обязательно задраивать перед выходом в море. Одной его не поднять, а втроём – уже наловчились.

Но ещё сложнее изучение матчасти, которое не прекращается и после завершения эксперимента. Девушек на катере только три, каждая должна освоить сразу несколько специальностей. Рулевой здесь становится и штурманом, и сигнальщиком. А моторист – одновременно электриком и трюмным. Командир должен уметь обращаться с вооружением, а также знать системы связи. И все трое должны мочь заменять друг друга в случае нештатной ситуации. Так что учиться есть чему. На каждую тренировку девушки выходят с конспектами, а потом составляют полный отчёт.

Впрочем, экипаж катера никогда не чувствовал себя брошенным. Разбираться с техникой им помогают коллеги-мужчины с катера того же проекта. Например, рулевой-сигнальщик Александр Чирков – наставник рулевого Юлии Курочкиной. Он уже обучал тонкостям военной профессии парней. Он уверен, что Юля ничем не хуже.

Александр Чирков служит на таком же катере, каким командует Анна Брикез. Он уверен: девушки с задачами справляются отлично
Александр Чирков служит на таком же катере, каким командует Анна Брикез. Он уверен: девушки с задачами справляются отлично

– В каких-то аспектах она и фору мужчинам даст, – говорит Чирков. – Юля постоянно задаёт вопросы, интересуется всем, что связано с её специальностью. Как и Ольга, моторист. Та как залезет в машинное, так без вопросов не показывается. Видно, что для девочек это настоящее дело жизни.

И всё же у женского восприятия военной премудрости есть свои особенности – в экипаже «Раптора» П-834 в этом уже убедились.

– Девушки усваивают информацию немного иначе, чем мужчины, – говорит Анна Брикез. – У нас память работает немного по-другому. И за одни и те же задачи можем браться с разных концов. И мы в нашем экипаже разработали свой собственный алгоритм работы. Прежде чем за что-то браться, мы втроём проговариваем все этапы и действия, которые должны совершить. А потом делаем всё так, как проговорили. А ещё у нас есть кодовые слова и условные знаки. Мы их никому не говорим, они помогают нам понимать друг друга с полуслова. А девиз у нас знаете какой? Угадайте! Ну конечно же: «Женщины на корабле – к счастью».

К СВЕДЕНИЮ

Формирование женского военно-морского экипажа – не первый инициированный Сергеем Шойгу «женский» эксперимент. В 2019 году специально к Армейским международным играм было сформировано три женских танковых экипажа. Девять девушек прошли интенсивный курс подготовки в учебном отряде в Коврове, а потом выступили в показательных заездах в рамках соревнований по танковому биатлону. И хотя в общем зачёте девчонки не участвовали, их выступление было чётким и профессиональным, дамы сорвали небывалые овации трибун.

А в Краснодарском военном лётном училище в 2017 году начался набор девушек – будущих военных лётчиц. Сначала представительниц прекрасного пола планировали учить летать только на самолётах военно-транспортной авиации. Это огромные лайнеры, в них практически нет перегрузок. Однако уже скоро военным пришлось уступить многочисленным просьбам и расширить программу. Сейчас будущие лётчицы обучаются по четырём направлениям: управление военно-транспортными самолётами, истребителями, штурмовиками и самолётами дальней (стратегической) авиации.

Владимир ДЕМЧЕНКО, Москва

Фото: Олег ЗОЛОТО, ТАСС, mil.ru

© "Союзное государство", № 3, 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

ЖЕНЩИНЫ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Мария ЗАХАРОВА: что будет с белорусско-российской интеграцией

Небо, Boeing-737, девушка

Чем сейчас занимается первая "Московская красавица" Маша КАЛИНИНА

Эксклюзивное интервью руководителя минского представительства Постоянного Комитета Союзного государства Марианны ЩЁТКИНОЙ

Ольга ГЕРМАНОВА: Квоты женщин только унижают

Мама Анны КОТОВОЙ-ДЕРЯБИНОЙ удивляется знакомствам дочери

Княгиня-чекистка Евгения Шаховская умела красиво любить, высоко летать и хладнокровно убивать | Белорус и Я | Яндекс Дзен (yandex.ru)