Генеральная прокуратура России полагает, что причиной гибели девяти туристов из группы Дятлова в феврале 1959 года в горах северного Урала явилась снежная лавина.
Эту же версию в несколько ином виде - снежная "доска" - обнародовали швейцарские учёные.
Обе версии являются несостоятельными, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего. Так, о лавине уголовное дело никаких сведений или упоминаний не содержит. Более того, установлено, что первоначальное положение палатки не нарушено. Что касается схода на палатку снежной "доски", причинившей туристам телесные повреждения, то в этом случае потерпевшие не оказались бы в ручье в полутора километрах от стоянки. Да и не было на палатке такого количества снега, чтобы всерьёз выдвигать версию снежного обрушения. В противном случае стойка перед входом прорвала бы ткань палатки, но этого, и это хорошо видно на фото, не случилось - конёк палатки цел, что наглядно показывает невозможность получения в ней телесных повреждений, имевшихся у Дубининой и Золотарёва (сдавливание грудной клетки) .
Однако, что, если сход снега всё-таки имел место, но не в виде классической лавины, как считают прокуроры, и не в виде узкого снежного пласта-"доски", как полагают учёные, а в виде подвижки снега вниз по склону высоты 1079 вместе с палаткой, без нарушения её положения? По принципу оползня?
Что, если это и был оползень, только снежный?
Причина - накопление избыточного количества снега в седловине между двумя вершинами как раз над местом стоянки. Плюс сильный ветер, который, судя по материалам уголовного дела, имел место быть. И как следствие - смещение снежного покрова шириной в несколько десятков метров на короткое расстояние.
Не нравится "оползень", пусть будет "снежная доска", но не та, что сползает НА палатку, а такая, что ползёт вниз по склону ВМЕСТЕ с палаткой. Так по реке плывёт плот с устроенным на нём шалашом плотогонов.
Далеко вниз по склону такой оползень уйти не мог бы (он и не ушёл) из-за наличия нескольких поперечно расположенных каменистых гряд, отмеченных на план-схемах из уголовного дела.
Представьте себе состояние сонных людей в палатке, вдруг ощутивших её неожиданное движение. Первая мысль: что это? Лавина? Землетрясение? Что дальше? Смерть? Спасаться? Все вон!
Смещение палатки вместе со снежным покровом вполне могло вызвать панический страх и заставить Игоря Дятлова и его товарищей скоропостижно покинуть место ночлега и уйти со склона в долину.
При этом положение палатки оставалось бы прежним, а следов снежного схода или не было бы совсем или они были бы минимальными и не бросались в глаза. Если имел место оползень, который туристы приняли за начинающуюся лавину, то, покинув палатку, оставаться рядом с ней они не могли, стремясь как можно скорее покинуть опасную зону. Они и не остались.
Это то, что касается причин оставления туристами палатки. Своё убежище они покинули невредимыми.
А дальше события разворачивались так. От палатки группа по склону благополучно добралась до кедра, где туристы развели костёр. Однако, место оказалось неудачным: опушка леса, открытая ветру с перевала, а также неглубокий снег, не дающий возможности углубить место костра, чтобы сохранить тепло.
Для убежища необходимо другое, более удобное, место. И Дятлов разбил свой отряд на две группы. Сделал он это либо для посменной работы, либо ослабших оставил у кедра, а четверых наиболее крепких и выносливых, ещё сохранивших силы, отправил готовить новый бивак.
В выбранном неподалёку месте студенты изготовили деревянный настил. У них не было топора, все топоры остались в палатке, но деревья они срубили ножом. Ножом вполне можно рубить. Для этого клинок лезвием приставляют к стволу и бьют по обуху чем-нибудь увесистым, например, толстой веткой или камнем.
Вещами, оставшимися на настиле, скорее всего, обматывали руки, чтобы не обморозить пальцы когда рыли снег, делая яму для настила.
А потом случилась беда. Четверо туристов - Дубинина, Тибо-Бриньоль, Золотарёв и Колеватов провалились под снег и рухнули в пустоту, упав на камни в русло ручья, протекающего под снежным покровом.
Ветер и снегопады в сочетании с испарениями вполне могли образовать над ручьём пустое пространство, закрытое сверху тонким слоем снега, не выдержавшим веса четырёх человек. Стараясь не замёрзнуть, они должны были двигаться и при этом быть как можно ближе друг к другу, чтобы сохранить хотя бы иллюзию тепла. Они или собирались нарубить ещё деревьев для костра или же это была смена, уходившая к кедру, а, может быть, новая смена, идущая к месту работ.
Скученность сыграла с ними злую шутку. Тела остались в ручье там, куда упали.
Какова была высота падения? В протоколе осмотра (л.д. 342) указано, что трупы находились под снегом на глубине до 2,5 м. Это 6 мая, то есть уже третий месяц весны, когда происходит активное таяние снега. В начале февраля, естественно, снежный покров в этом месте должен был составлять как минимум 3 - 3,5 метра. В постановлении о прекращении уголовного дела глубина снега указана в пределах 4 - 4,5 м (л.д. 386).
Дубинина при падении ударилась грудной клеткой об каменный уступ, получила повреждение сердца, что повлекло мгновенную смерть. Её тело расположено ничком с едва заметным смещением вправо. Это говорит о том, что сила удара равномерно распределилась по всей грудной клетке погибшей с акцентом вправо. Поэтому у Дубининой переломы рёбер имеются как с левой, так и с правой стороны, причём справа перелом - двойной. Так и должно быть.
А вот Золотарёв (на фото его труп расположен между телами Тибо и Колеватова) упал на правый бок. По этой причине у него переломы рёбер только с правой стороны тела.
Голова Колеватова (на фото он на заднем плане левее Золотарёва) повёрнута вправо. Всё правильно, при падении он ударился правой стороной головы, о чём свидетельствует рана за ухом в районе сосцевидного отростка (л.д. 346). От удара Колеватов потерял сознание и замёрз, оставаясь в бесчувственном состоянии.
Тибо-Бриньоль (он на переднем плане) получил при падении перелом черепа, от которого умер, не успев замёрзнуть.
Как видно, ложе трупов, положение тел, наличие телесных повреждений, их характер и локализация - всё совпадает.
Согласно заключениям судебно-медицинских экспертиз, телесные повреждения,
-имевшиеся у Золотарёва (л.д. 351), являются результатом воздействия большой силы на область грудной клетки в момент ПАДЕНИЯ (выделено мной), сдавления или отбрасывания,
-имевшиеся у Тибо-Бриньоля (л.д. 354), являются результатом воздействия большой сиды с последующим ПАДЕНИЕМ, броском и ушибом,
-и повреждения Дубининой (л.д. 357) являются результатом воздействия большой силы с последующим ПАДЕНИЕМ, броском или ушибом грудной клетки.
В нашем случае падение налицо и поэтому говорить о каком-либо убийстве не приходится.
Если учесть, что, помимо удара тел о камни, на туристов к тому же обрушилось два-три кубометра (это как минимум) плотно слежавшегося снега, а это одна или даже две тонны, то сила травмирующего воздействия оказалась значительно больше, чем просто от падения, за счёт того самого сдавливающего эффекта, столь характерного для травм у Дубининой и Золотарёва.
В это время оставшиеся у костра напрасно теряли время и силы в ожидании, когда будет готово новое убежище, однако чуда так и не произошло. Когда Дорошенко и Кривонищенко потеряли сознание или уже умерли, оставшиеся Дятлов, Колмогорова и Слободин решили возвращаться к палатке. Палатка - это хоть какая-то надежда. Там тёплые вещи, продукты, документы, лыжи. На обратном пути первым упал Дятлов, за ним Слободин. Колмогорова продолжала путь одна, пока и её не покинули силы.
Таким образом, мы имеем дело не с преступлением, а с несчастным случаем, обусловленным трагической случайностью и совокупностью природных факторов.
Вот такая история...
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Вопросы, обозначенные в настоящей статье, легко проверить. Для этого необходимо отменить постановление о прекращении уголовного дела и назначить две экспертизы: гляциологическую и дополнительную судебно-медицинскую.
На рассмотрение эксперту-гляциологу следует поставить вопросы:
-возможен ли локальный снежный оползень на месте расположения туристической палатки группы Дятлова;
-если оползень возможен, то в каком направлении и с какой скоростью должен был дуть ветер, достаточный для образования оползня, и какова должна была быть минимальная глубина снежного покрова при условии уклона в 20-25 градусов.
А перед судебно-медицинским экспертом поставить такой вопрос:
-возможно ли получение телесных повреждений, имевшихся у Дубининой, Тибо-Бриньоля, Золотарёва и Колеватова, в результате падения в русло ручья с высоты 3-4 метров с одновременным обрушением снежной массы весом от 700 кг до 2-х тонн.
И после проведения этих экспертиз, с учётом выводов, вынести новое постановление о прекращении уголовного дела.