Садовый дизайн и сидбомбы
Через несколько дней Сэнсэй подошел к горе с большим количеством семян. Он созвал нас вместе на поляне с видом на один из террасированных склонов холмов. «Сегодня я подумал, что мы поговорим о структуре фруктового сада, а во второй половине дня мы поместим некоторые из этих семян в глиняные гранулы *. Расположение этого сада идеально подходит для естественной фермы», - начал он. «в предгорьях хорошая погода и мало опасности наводнения. В окружающих лесах растут дикие растения и грибы, и мы получаем преимущество от удобрений, которые с дождем стекают по склонам холмов. Когда я начал создавать здесь естественную ферму, почва была твердой и истощенной, и росло всего несколько видов растений. Мне потребовалось время, чтобы это изменить, но теперь фруктовые сады и леса предоставляют все необходимое для приятной и комфортной жизни.
* Глиняные шарики, иногда называемые семенными шариками или семенными бомбами, представляют собой маленькие глиняные шарики с семенами внутри. Мистер Фукуока не изобрел эту технику, фермеры годами заделывают семена в глиняные гранулы; он просто оживил ее. В результате посев глиняных гранул снова эффективно используется на небольших фермах, для крупных проектов восстановления пустынь и в городских районах партизанскими садоводами для посева особенно на сухих, уплотненных участках.
«Я привел вас именно в это место, потому что у нас есть широкий вид на сад, какой он есть сейчас. Здесь растут лиственные и вечнозеленые деревья всех размеров вместе с кустарниками, ягодами, овощами и почвопокровными растениями. На деревьях также растут киви, виноград и другие лозы ». Он указал на большую яблоню поблизости, у основания которой росли имбирь и дикий лук, над ними куст черники и киви, растущие на ветвях дерева, лоза акебия, растущая над киви. Пять разных растений в одном месте. Это трехмерное использование пространства полностью отличается от обычного фруктового сада, который спроектирован с учетом коммерческого выращивания только одной культуры.
«Помимо выращивания азотфиксирующих растений, таких как белый клевер, близко к земле, важно также пересадить азотфиксирующие деревья и кустарники, такие как акация, мирт, робиния и ольха, чтобы обогатить более глубокие слои почвы. Деревья акации, которые вы видите повсюду, растут так быстро, что через восемь или девять лет я срубаю их и использую для дров и для строительства. Взамен каждого срезанного я сажаю другие в разных частях сада. Деревья, которые растут в таких условиях дикой природы, намного сильнее, чем деревья, выращенные в обычных садах, и живут они дольше. Все, что я делаю, - это срезаю почвопокровники один или два раза в год и продолжаю разбрасывать семена.
«Я не проектировал этот сад. Я действительно много террасировал, особенно на крутых склонах, чтобы задержать сток воды и облегчить ходьбу. Я также заменил несколько деревьев и построил несколько простых хижин, но в основном я просто выбросил семена и позволил саду принять свою собственную форму. Я смешал более сотни различных семян и завернул их в глиняные шарики. Потом разбросал их повсюду. Каждый семенной шар содержал миниатюрную естественную ферму, свою собственную вселенную с деревьями, кустарниками, овощами, зерном, цветами и клевером. «Много лет назад я сеял семенные шары на одном участке, который сейчас похож на джунгли. Я полагаю, что большинство семян не выжило, но из тех, что выжили, получилось на десять тысяч семян больше. За короткое время этот район превратился в рай на склоне холма, которым он является сегодня. Со временем повсюду рассыпал семенные шарики. Когда я начинал, я понятия не имел, что здесь делать, поэтому попросил природу показать мне, и предложил семена. Природа ответила созданием этого сада ».
Мы сделали небольшой перерыв, затем снова собрались в хижине, перед которой стояла плоская открытая площадка. Сэнсэй попросил нас взять лист фанеры, несколько ведер, несколько брезентов, несколько мисок и раму с прикрепленной к ней проволочной сеткой. У нас уже была куча глины, которую мы выкопали в яме неподалеку. Было довольно тяжело и все еще немного влажно из-за недавних дождей. «Некоторые из вас делали семенные шарики раньше, но мы могли бы использовать больше, и это даст мне возможность показать нашим недавно прибывшим людям, как их делать», - сказал он, очевидно имея в виду меня, Кин-чан и Цунэ-сан. «Сначала возьмем немного этой глины и перелопатим на фанеру. Потом смешаем семена в миске и рассыпаем на глину. Затем нам нужно, чтобы кто-нибудь снял обувь и сделал вид, что давит виноград в Италии. Как насчет вас, Энта-сан?
Энта-сан ходил по глине босыми ногами, она вздымалась между его пальцами ног, а некоторые из нас время от времени переворачивали глину. Когда семена были тщательно перемешаны, мы протолкнули смесь через проволочную сетку на брезент ниже. Смесь семян и глины собиралась небольшими комьями, которые мы скатывали в шарики руками. Каждую партию оставляли сушиться. «Этот метод использования влажной глины прост, и вы можете сделать довольно много семенных шариков за короткое время, но если вам нужно их много, например, для засева всего склона горы, лучше использовать другой метод с использованием порошковой глины и вращающийся барабан, похожий на бетономешалку, со снятыми перегородками. Затем вы смешиваете семена и кладете их в барабан, пока он медленно вращается. Глина естественным образом прилипнет к семенам. Затем добавьте еще немного глины, еще немного воды, еще глины и так далее. Когда семенные шарики вырастут до нужного размера, высыпьте их и дайте высохнуть, пока они не затвердеют. Поразительно, сколько таких ариков можно сделать за один день ». *
* В Интернете есть множество описаний и видео обоих методов.
Цуне-сан спросил, можно ли использовать любую глину. «Лучше всего из красной глины, такой же, как вы делаете кирпичи. Ее можно найти здесь везде, особенно в недрах. Многие думают, что это бедная почва, но на самом деле в ней много питательных веществ. Питательным веществам просто нужны «ножницы», чтобы отрезать их от минералов. Ножницы - это кислоты, которые поступают с дождем и экссудатами корней растений и микроорганизмов ».
« Не могли бы вы добавить чего-то в глину? »« Мне не нужно ничего добавлять сюда, потому что условия такие благоприятные. Почва плодородная, круглый год идут осадки, а семена скрыты в почвенном покрове. На рисовых полях семена скрыты злаком, который уже растет на поле, когда я сею семена. Для семенных клубков в обычном саду, Я полагаю, вы могли бы добавить золу из камина или немного верхнего слоя почвы, но в этом нет необходимости. В основном мы создаем оболочку, которая будет защищать семена до тех пор, пока они не смогут прорасти и прорасти сами по себе ». *
* Семенные шары, рекомендованные г-ном Фукуока для восстановления антропогенных пустынь мира с помощью широкомасштабного посева с воздуха, немного сложнее сделать, поскольку они должны быть достаточно выносливыми, чтобы выдерживать удары падения с самолета, чрезвычайно суровые условия и хищничество со стороны птиц, насекомых и других животных. Метод изготовления этих сверхпрочных семенных шариков приведен в приложении D.
«Насколько они должны быть большими?» «Сколько семян должно быть в каждой грануле?» «Когда их следует сеять?» Вопросы продолжали приходить один за другим, пока Сэнсэй немного не рассердился. «Просто положи семена в глину, выбрось их туда и отойди. На самом деле не имеет значения, насколько они большие, сколько или какого типа семян в каждом, или когда вы их сеете. Важно то, что вы действительно это делаете. Люди тратят так много времени, пытаясь сначала во всем разобраться, и небеса помогут нам, если они решат провести формальное исследование, тогда ничего не получится. Тем временем весь мир рухнет. Лучше позволить природе ответить на эти вопросы за вас, и гораздо быстрее ».
Я не думаю, что Сэнсэй был так сильно раздражен, как казался, но в любом случае наш дневной семинар закончился довольно резко. «Доделайте оставшиеся шарики с семенами и не забудьте положить их в сарай, когда закончите. Похоже, сегодня вечером может снова пойти дождь ». Мы поблагодарили его, как всегда, и он ушел.
Кин-чан, «золотой мальчик», хотел пройти босиком по грязи. Через несколько минут он спросил Хиде-сана, правильно ли он это делает. Хиде улыбнулся и сказал: «Нет правильного или неправильного на земле, нет быстрого или медленного в голубом небе», - очевидный повтор одного из высказываний, которые Сэнсэй использовал время от времени. Это не означало неуважения - просто забавно было слышать, как Хиде говорил это вместо Сэнсэя, поэтому мы рассмеялись и продолжили, пока не закончили. Затем мы прибрались, убрали инструменты и направились обратно.
До обеда еще оставалось время, поэтому я решил прогуляться до одного из моих любимых мест - поляны, откуда можно было смотреть вниз на долину, поля, деревню и вдали Внутреннее море. Все было в миниатюре - фермеры, работающие на полях, фермерские дома с соломенными крышами, время от времени поезд и крошечные автомобили, движущиеся по шоссе. Из порта Мацуяма в море вышел грузовой корабль. Все казалось таким занятым. Что нужно было сделать в такой спешке? Это было сюрреалистическое зрелище, особенно с учетом нашей жизни в саду, которое я часто вспоминал с тех пор, как покинул ферму. Это помогает мне напоминать о том, что важно в жизни, а что только кажется таковым. Начинало темнеть, поэтому я повернулся и пошел по тропинке обратно через деревья. Я видел вдали хижину, освещенную мерцающим светом костра, почувствовал аромат готовящегося ужина и услышал знакомые звуки разговоров и смеха друзей.