Жила-была в XV веке на окраине Парижа славная семейка Гобеленов -
папа Гобелен, мама Гобелен и два сыночка Гобелена. Занималось достопочтимое семейство Гобеленов крашением шерсти.
Папа Гобелен был так увлечён своим ремеслом, что изобрёл новый вид красителя - яркого и стойкого, вбухал состояние в расширение своей мастерской, а меж соседей получил прозвище "безумный Гобелен".
Даже улица, на которой жило семейство, получила своё название по их фамилии.
Когда сыновья "безумного" Гобелена подросли, они открыли ткацкую мастерскую и начали выпускать ковры ручной работы такой красоты,
что ими заинтересовался сам Людовик XIV, прозванный "король-солнце".
Шпалеры настолько понравились французскому королю, что он выкупил
обе мастерские - красильную и ткацкую, приказал увеличить количество станков и работающих людей, освободил ткачей от уплаты налогов,
да ещё отстёгивал по 100 тысяч золотых на покупку дорогих ниток.
Так на берегу речушки Бьевр, впадающей в Сену, возникла
Королевская мануфактура стенных ковров короны.
Чтобы никто не сомневался, что перед ним - не подделка, а настоящий королевский ковёр, Людовик XIV распорядился отныне называть шпалеры со своей мануфактуры гобеленами, а на самих коврах ткался узнаваемый символ короля Франции - лилия.
Ещё два отличия гобеленов от шпалер (о шпалерах здесь):
- гобелены ткались огромных размеров и потом сшивались вручную;
- а чтобы швы на оборотной стороне ковра не были видны,
с изнанки пришивалась ткань.
Тканные ковры или "переносные фрески", как назвал шпалеры
Ле Корбюзье (швейцарско-французский архитектор), настолько понравились Петру I, что в 1716 году, будучи во Франции, он заключил договор с Королевской мануфактурой - лучшие ткачи едут в Санкт-Петербург, закладывают ткацкую фабрику и обучают русских умельцев новому ремеслу.
Через год в строящейся столице открылась Петербургская шпалерная мануфактура, а ещё через три 22 местных ткача работали на европейских станках в здании мануфактуры на улице, получившей впоследствии название Шпалерная.
Шпалеры ткались очень долго. 1-1,5 квадратных метра ковров требовали год напряжённой и каждодневной работы мастеров ткацкого дела. Поэтому многие шпалеры, созданные на Петербургской мануфактуре, были начаты при Петре I, продолжены в царствование Анны Иоанновны (племянницы императора Петра), а затем Елизаветы Петровны.
Шпалерная мануфактура в Санкт-Петербурге просуществовала вплоть
до 1858 года, когда мода на шпалеры прошла - их вытеснили тканные,
а потом бумажные обои. За 141 год на мануфактуре было произведено всего 205 шпалер - настолько трудоёмким процессом было их создание.
Темы рисунков на российских шпалерах были разнообразными.
Но есть одна удивительная серия тканных ковров, представляющая собой уж очень вольную интерпретацию знаменитых французских гобеленов
на тему "Les Nouvelles Indes" ("Новые Индийские"), где можно увидеть невиданных зверушек - забавно рассматривать чью-фантазию, воплощённую в XVIII веке в рисунке для настенного ковра.
Для заманухи ставлю несколько фотографий из так называемой "Индийской серии". И это только цветочки!
Об остальных курьёзах - в следующей статье. Так что далеко не уходите.
Продолжение
Статьи, которые вам обязательно понравятся:
Копали картошку, а нашли...
Микстура из противной аптеки
Две столицы - и всегда два мнения
Этому десерту почти 5000 лет
Встреча с головой
Если вам понравилась моя статья, ставьте
лайки, комментируйте, задавайте вопросы
и подписывайтесь на мой канал .
До новых встреч!
Ваша Белая Орхидея