В середине 70-х годов прошлого столетия советские кинематографисты устроили настоящий праздник - одна из наших картин удостоилась высшей награды. Правда стоит упомянуть, что картина принадлежит не только советской стороне. Она была сделана совместно с Японией, правда за основу сюжетной линии был взят рассказ нашего писателя Владимира Арсеньева.
Как, наверное, многие догадались, речь пойдет про отличный фильм под названием «Дерсу Узала». Режиссером киноленты стал талантливый японский режиссер Акира Куросава. К работе над фильмом его привлек Сергей Герасимов, прекрасно знакомый с прошлыми проектами японца.
Примечательно, что съемки «Дерсу Узала» для Куросавы стали абсолютно новым опытом - он впервые занимался постановкой картины не на родном языке. Вдобавок было принято решение отказаться от классического формата 4:4, отдав предпочтение широкоформатному.
Сегодня Акира Куросава вполне заслуженно входит в число величайших классиков мирового кино.
Возможно, тому поспособствовал не только безграничный талант постановщика, но и идеально выверенные сюжеты. Японец неоднократно работал с русской литературой, например в начале 50-х годов под его началом вышел фильм под названием «Идиот». Буквально через год он занялся экранизацией «Смерти Ивана Ильича», первоисточником которого был сам Толстой. Не обошлось и без Горького, что вылилось в картину «На дне».
Как правило, Акира с особым трепетом относился к постановке - он не только умело командовал членами съемочной бригады, но и самолично занимался построением идеальной картинки. В детстве режиссер очень любил живопись и даже подумывал стать художником. Однако по мере взросления он все же выбрал путь кинематографиста, при этом сохранив творческий педантизм.
В первую очередь Куросава акцентировал особое внимание на окружающей природе, пытаясь уловить гармонию и естественную красоту. Ради кадра он нередко заставлял избавляться от лишней травы или кустов, чтобы все смотрелось максимально гармонично.
Основная часть съемок проходила на территории Дальнего Востока, причем именно в местах, который Арсеньев постарался описать в своем романе.
К подбору актеров режиссер также подходил ответственно - в качестве главного героя путешественника он хотел видеть Юрия Соломина, который на тот момент практически забросил кино и больше отдавался работе в театре. Однако получив возможность поработать с Куросавой, Соломин впервые за несколько лет взял отпуск и отправился в дальние края на съемки.
Знаменитого Дерсу Узала сыграл выдающийся актер Максим Мунзук. Он был разносторонним человеком, успевшим попробовать себя в различном творческом ремесле, начиная от работы над спектаклями и заканчивая написанием музыки. На момент съемок Максиму было уже на 60, что лишь дополнило его образ, ведь фильму требовался старый таежный охотник, который всю жизнь провел в лесах и понимал их на ином уровне. Куросаву особенно впечатлили несколько качеств Мунзука - он отмечал его уникальное простодушие и радость от окружающего мира.
«Дерсу Узала» снимали на протяжении нескольких лет, причем с использованием не совсем классических методов в виде трех камер, снимающих одновременно. Также съемка велась в хронологическом порядке, ровно по сюжету, что позволяло актерам планомерно вживаться в роли.
После выхода на большие экраны картину ожидал оглушительный успех. Помимо «Оскара» она удостоилась множество второстепенных наград, даже войдя в список лучших картин 20-го столетия.
Так как кинолента снималась совместно, первую статуэтку забрал представитель из Японии, а вторую Георгий Данелия. Но вы можете спросить - как Данелия забрал «Оскар», если не принимал участие в съемках? ответ прост - тогда Георгий приехал в Америку со своей картиной «Афоня», где его просто попросили забрать награду...