В конце марта в Новосибирске начнётся надвижка пролётных конструкций на опоры четвёртого моста. Последнюю опору моста, которая находится в русле реки, ближе к правому берегу, начнут строить после весеннего паводка. Тогда же начнётся возведение 114-метрового бетонного пилона в виде буквы «Н». Он будут с помощью вант держать самый большой пролёт моста — 380-метровый. Как идёт строительство одного из ключевых транспортных объектов в нашем городе, «Новосибирские новости» расспросили начальника ГКУ НСО «Мост» Юрия Алексеевского.
Лариса Сокольникова, nsknews.info
— Юрий Вениаминович, какие основные корректировки в процессе реализации внесли в первоначальный проект четвёртого моста?
— В 2019 году концессионер предлагал нам поменять конструкцию моста, чтобы увеличить скорость строительства. Он предлагал поставить два пилона на берегах и сделать такой же мост, как во Владивостоке, без промежуточных опор в русле Оби. Однако мы доказали, что если такие корректировки в проект внесут, и конструкция моста полностью поменяется, то концессия станет необоснованной.
При разработке технических обоснований ещё в 2012-13 годах именно нынешнюю конструкцию моста утвердил архитектурно-градостроительный совет города. Поэтому мы оставили всё, как было задумано первоначально. Без изменений. То есть никаких корректировок в проект не вносилось.
— Строительство четвёртого моста началось в апреле 2020 года, это чуть меньше года назад. Что уже сделали?
— Мы идём по графику, и даже с небольшим опережением. На конец 2020 года общее выполнение работ при плане 23,8% составило 23,9%. Мы получили 13 разрешений на строительство , сейчас работы ведутся на всей проектной протяжённости мостового перехода и развязок. По концессионному соглашению, сдать мост в эксплуатацию мы должны в конце 2023 года.
— С какими трудностями пришлось столкнуться в ходе подготовки земли к строительству моста? Какой вопрос потребовал максимальных усилий для решения?
— Весь коллектив нашего предприятия участвовал в строительстве третьего моста — Бугринского. Там под снос попали 380 участков, а на подготовку земли ушло больше пяти лет. Последние участки изымали уже в 2014 году на завершающем этапе строительства.
На строительстве четвёртого моста нам немного легче — за 1,5-2 года нам удалось изъять и предоставить концессионеру 94% всей территории, определённой под строительство. И это в центре города. Там, где ещё недавно были улицы с частными домами, сейчас идёт стройка. Всё снесли.
Самым сложным оказалось оформление участков, на которые у людей не оказалось документов. Ведь мы можем изымать землю только у собственников, предоставляя им компенсацию. Оформление земельных участков и имущества сильно удлиняет сроки изъятия земли. Большинство соглашались на предлагаемую компенсацию, однако с некоторыми пришлось судиться, и суд решил, кто прав, а кто нет.
Небольшая задержка случилась на левом берегу с гаражным кооперативом на ул. Станционной, где 333 гаража. Из них там осталось снести 17 гаражей. Семь оформлены, а по 10 идут судебные процессы. А с частными домами проблем не было, все получили достойную компенсацию.
— Каких финансовых вложений потребовала подготовка земли и расселение?
— Все эти работы потребовали вложения около 1,8 млрд рублей, из них около миллиарда только на снос, остальные — на вынос инженерных коммуникаций из зоны строительства. Сейчас мы продолжаем освобождать участки. По графику и договорённости с концессионером мы должны завершить эти работы до 1 июля 2021 года. Отмечу, что те участки, с которых ещё не убрали гаражи, работе не мешают. Освобождение территории не скажется на сроках строительства.
— Как идёт строительство опор?
— В русле реки будет всего четыре опоры — 9-я, 10-я, 11-я и 12-я. Девятая, десятая и 11-я уже в работе, сейчас под тело опор делают каркасы. Опору №12 начнём возводить летом, после весеннего паводка. Для этого к ней со стороны правого берега сделают насыпь. Со стороны левого берега до девятой опоры тоже насыпана дамба, в конце апреля её разберут, и паводок пройдёт как обычно. Подтопления дач, которого некоторые опасаются, из-за стройки моста быть не должно.
Сейчас на Южной площади мы делаем выезд с Ипподромской на Красный проспект. Когда его закончим, то транспорт переключим туда и будем строить опоры моста за эстакадой. Самый эффектный элемент четвёртого моста — огромный пилон в виде буквы «Н» появится тут же, но с другой стороны эстакады. Его высота составит 114 метров. Сейчас для него готовят свайное поле, и в этом году уже приступят к сооружению. Опоры на Южной площади и пилон будут держать пролёт моста, который пройдёт над эстакадой на высоте 4 метра.
— По какой технологии будут строить пилон? Его соберут на месте из подготовленных частей?
— Нет. Пилон возведут методом непрерывного бетонирования в скользящей опалубке. Он будет цельным.
— Что собой представляют пролёты моста? Они все будут одинаковой длины, или нет?
— Пролёты моста металлические , и по длине все они разные. Самый короткий пролёт с первой до второй опоры — 42 метра, самый длинный в районе пилона, который будет держаться на вантах, — 379 метров. Ванты позволят не ставить опоры в парке «Городское начало», что создаст свободное пространство для гуляющих.
— Когда начнётся надвижка пролётов на опоры?
— В конце марта планируем начать надвижку пролётов на опоры в русле реки, чтобы до конца года полностью её завершить.
— Где будет находиться пункт взимания платы за проезд? Что он будет собой представлять?
— Этот пункт построят на левом берегу, рядом с озером перед тоннелем на Горской. Для ускорения движение проезжая часть в точке взимания платы расширяется до 22 полос движения (11 полос в каждую сторону).Это позволит не создавать пробки на въезде и на выезде с моста.
— Когда начнётся строительства автомобильного тоннеля на Горской?
— Мы получили разрешения на строительство двух тоннелей под железной дорогой на левом берегу — на площади Труда и в районе ул. Горской.
На Горской уже приступили к работам, и к концу года тоннель построят. Для этого дополнительно усилили железнодорожные пути, поэтому движению поездов строительство тоннеля не помешает. Дополнительный тоннель на площади Труда в целом увеличит пропускную способность дорожной развязки.
— Где в итоге должно появиться непрерывное автомобильное движение?
— На всей протяжённости моста — от Ипподромской до Станционной — будет организовано безостановочное движение без светофоров. Потоки транспорта на площади Труда и площади Энергетиков пойдут по разным уровням, трамваи и пешеходные потоки направят по эстакадам и надземным пешеходным переходам.
Многие новосибирцы возмущены заторами на площади Труда, которые происходят из-за строительства. Но если сейчас не делать, то совсем скоро площадь встанет. Немного надо потерпеть.
Порой я слышу возмущение, что мост будет платным. Но я хочу сказать, что важен не столько сам мост, как развязки, которые появятся на Южной площади, на площади Труда и Энергетиков — в самом узком месте Новосибирска. Без этого проекта мы бы ещё очень долго не сделали бы таких развязок. А они, как вы понимаете, будут для автомобилистов бесплатными.