В настоящее время, в производстве самолетов для гражданской авиации по сути осталось два больших монополиста - Боинг и Эйрбас. В сегменте среднемагистральных лайнеров вот уже три десятка лет идет соревнование двух типов - Боинг 737 и Эйрбас А320. Не смотря на то, что 737 был разработан во второй половине 60-х годов, а А320 на два десятилетия позже, "старичок" пытается "молодиться". Производитель путем вживления "нанотехнологичных гаджетов" и "экологически дружелюбных свистелок" пытается из старого, кондового "трактора с чугунными колесами", сделать инновационный, высокоинтеллектуальный лайнер. Я не хочу влезать в холиварный спор что лучше: "штурвал или сайдстик", а попробую рассмотреть один, чисто технический момент, который может о многом сказать ....
Хочу обратить ваше внимание на устройство дверей этих двух самолетов. Да, простых дверей, через которые пассажиры входят и выходят из салона. На фото ниже представлена дверь Боинга 737 и А320, что в них общего? Примерно схожие форма и размеры, наличие ручки открытия, иллюминатора и большого "ящика" в нижней части двери. На этом схожесть закончилась, для чего нужна ручка открытия и иллюминатор наверно и так понятно, а вот про "ящик" внизу надо пояснить. В нем находится аварийный надувной трап, по которому происходит эвакуация пассажиров в аварийных ситуациях. Надувание трапа происходит автоматически, при открытии двери в "армированном" состоянии. "Армируется" дверь перед запуском двигателей и деактивируется после их выключения на стоянке по завершению полета.
Как это делается на А320: дверь заводится в проем, ручкой закрытия (похожа на кочергу с красной рукояткой) закрываются замки, затем после определенной процедуры, по команде пилотов, дверь "армируется" путем перевода селектора (на фото справа, педалька с желтой ручкой). Все! При попытке открытия двери в "армированном" положении загорается белое табло у иллюминатора, если вы продолжите поднимать ручку, сработает аварийное открытие - дверь распахнется автоматически и надуется трап.
Дело в том, что при переводе селектора в положение "армировано" срабатывают замки расположенные на полу в проеме двери, они зацепляются за кронштейны трапа и при открытии двери он вытягивается из "ящика" и надувается.
Теперь посмотрим как это делается на Боинге. Дверь по хитрой траектории заводится в проем ...
Проводник поворачивает ручку закрывая замки ...
А вот теперь начинается самое интересно - армирование двери. Бортпроводник садится на корточки, а некоторые встают на колени, берет в руки метровую металлическую штангу к которой прикреплен фартук трапа, вытаскивает ее из крючков-креплений на "ящике" и пытается вставить в два замка-крепления расположенные на полу под "ящиком".
На фото видно один из замков ...
На рисунке показана схема этой процедуры... Когда штанга вставлена в замки - дверь "армирована".
Затем проводник активирует "сигнализацию" армирования двери - под этим я имею ввиду вот эту красную ленточку. Если ленточка защелкнута горизонтально - это означает что дверь деактивирована, если "перечеркивает" иллюминатор - дверь "армирована". При открытии снаружи, открывающий смотрит в иллюминатор: ленточку не видно - можно открывать, ленточку видно - нельзя!
Если вы думаете что на самолетах поколения NG и MAX 8 что-то изменилось, то вот вам фото для сравнения ... все на месте, даже ленточка ... Только пластиковая обшивка двери стала более "гламурной".
Вот такие "инновации" в третьем десятилетии двадцать первого века... чисто декоративные ))