Найти тему

Как устроена многокилометровая пробка на границе России и Китая и откуда она взялась?

Как устроена многокилометровая пробка на границе России и Китая и откуда она взялась? Репортаж из эпицентра великого стояния. Как устроена многокилометровая пробка на границе России и Китая и откуда она взялась? Репортаж из эпицентра великого стояния «По-русски говоря — дела ***[хреново]», — водители большегрузов ситуацию на российско-китайской границе оценивают однозначно. Сотни машин месяцами стоят в очередях на три пункта пропуска в Приморье, чтобы сперва въехать полным или порожним, а потом забрать из Поднебесной свой прицеп с грузом. Такая история продолжается почти год, с начала пандемии. Китайцы впускают по три десятка грузовиков в сутки, усиленно их проверяя, придираясь к каждой мелочи и постоянно меняя правила. Сломался?
В конец!
К пункту пропуска в Полтавке по традиции самая большая очередь. Около 150 машин с уже назначенными датами проезда. Еще около 1000 — в реестре обработанных заявок без назначенных дат (в каждый переход записывается по несколько машин; кто пройдет в одном АПП, теряет свое место в других; при форс-мажорах перенос невозможен). Так вышло, что из всех переходов изначально, еще летом, только этот принимал товар в Китай. Все сюда ринулись, случился коллапс. На парковке — большое везение, что она вообще есть! — стоят тягачи, в основном без кузовов — прицепы остались в Китае, их проверяют, загружают новым товаром, и только после этого водители смогут забрать груз. Раньше ночевали в гостинице на той стороне, с утра забирали груз — и в Россию. Сейчас многие иногородние ждут в машинах. Перед Новым годом по три недели так жили. Погоды стояли неприятные — ночами под минус 40 и ветер. — Жаль, вы раньше не приехали, в морозы. Мы бы показали, как машину заводить с паяльной лампой и проводами. Бегаешь тут, колдуешь, пойдешь к кому-нибудь погреешься, и снова. Каждый раз думаешь — заведется, не заведется? — говорят дальнобойщики, объясняя, что и в электронной очереди записано больше грузовиков, чем пройдет границу, — так что кроме списков «виртуальных» есть еще одни, на самом переходе.
На Полтавке все довольно дисциплинированны, но, например, в Краскино до сих пор пытаются проскочить без записи, что вызывает недовольство и создает «фактические» очереди. Так что с недавнего времени на подъездах к этому погранпереходу тоже появился пост ДПС, который сверяет номера тягачей и прицепов с указанными в заранее составленном списке. — В том году можно было в электронную очередь записать просто «голову», и все. Очередь подходит — цепляю телегу, которая мне нужна, и проезжаю нормально. В этом году поправки какие-то придумали, — рассказывает водитель Евгений на Полтавке. Он заехал за друзьями на легковушке, теперь держит путь в Покровку, с утра назад. — Зацепил я будку, доезжаю до поста, а мне говорят: «У тебя одна «голова» в электронной очереди записана, отцепляй телегу и проезжай». А зачем мне без телеги-то? Выдумывают каждый день новые правила, о которых мы узнаем, когда сюда подъезжаем. В очереди стоят не водители, а именно тягачи и прицепы. Сломался? Твои проблемы — на парковке авторемонтной мастерской нет. И дату проезда изменить нельзя. — Мой прицеп уже третью неделю в Китае, — говорит дальнобойщик Василий. — Телега осталась, я здесь жду, когда ее загрузят. Что обратно повезу, не знаю — свой китайский груз я потерял. Приехал, простоял здесь месяц, а машина сломалась. С этой парковки просто так выехать, чтобы «голову» отремонтировать, нельзя, иначе обратно не заедешь. Пришлось в хвост очереди записываться. А это тысяча машин. Раньше у меня три дня было, чтобы въехать на пункт пропуска.
С электронной очередью остался только день. Если телега сломалась, другую тоже уже не зацепишь. Зачем так сделали? Вот про это написать надо! И сотрудники ДПС нас понимают, они готовы войти в положение, но у них есть распорядок, который идет от краевых властей. Помни огуречный кризис Началась вся эта катавасия прошлой весной. В начале апреля 2020-го Китай сократил и ограничил, а 14 апреля и вовсе закрыл в одностороннем порядке все наземные погранпереходы с Россией. Огурцы и помидоры на прилавках моментально взлетели в цене до 600 рублей (причем и приморские, тепличные, на всякий случай тоже подорожали). Пока лед стоял, можно было еще через Амур по понтонной переправе пересечь границу, но как потеплело, и эта ниточка на Хабаровской таможне прервалась.
К маю наземные границы в Приморье Китай открыл, но с ограничениями, которые постоянно менялись: то 40 грузовиков суммарно на въезд и выезд, то 30. У одного из российских водителей якобы обнаружили ковид — позже подозрения не подтвердились, но гостиницу, где жили перевозчики в ожидании обратного груза, закрыли на обработку, а ограничения еще больше ужесточили, до 10 машин на каждом переходе в обе стороны. С мая правила такие: фура заезжает в Китай, там кузов отцепляют и долго проверяют, а «голова» возвращается в Россию, и водитель ждет, когда ему разрешат снова заехать за грузом. Разумеется, около Пограничного и Краскино моментально собрались пробки — тягачи стояли в очередях прямо вдоль дороги на километры. Все кюветы завалили мусором, топливо кончалось. Сейчас выставлены знаки, запрещающие стоянку и остановку, дежурят посты ДПС. Водители, которым надоело жить в машинах, устраивали забастовки и грозились перекрыть дороги.
Для борьбы с очередями правительство края в мае приостановило на 10 дней движение грузового автотранспорта к территории пунктов пропуска. Проблему полностью не решили, но стало чуть-чуть легче. Однако надо понимать, что пути китайских властей неисповедимы, четырехчасовой обед по расписанию, и восточный Новый год приходит вовремя... Любая задержка и без того небыстрой работы оборачивается проблемами. Ручной режим электронной очереди Весной с появлением очередей, как заведено, появились и «решалы», которые за небольшое материальное вознаграждение помогали водителям большегрузов проскочить быстрее. Официально об этом, конечно, никто не сообщал, но в личных разговорах даже чиновники могли рассказать о восьми группировках, которые диктовали свои правила — формировали ручные списки, кого-то двигали вперед по блату. Проводку предоставляли и сотрудники ДПС.
На место выезжал вице-губернатор Александр Костенко, вел переговоры — в итоге появилась электронная очередь. Она открытая, но не автоматическая. Чиновники вручную обрабатывают заявки от перевозчиков, вносят в табличку номера тягачей и прицепов. ДПС пропускает к переходу только по этой таблице. — Ручной режим и любое вмешательство человека — это всегда риск коррупции, — выражает мнение председатель профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Петр Куприянов. — Это уже не электронная очередь фактически. Мы хотим, чтобы было все автоматически, как в других регионах! Открыл сайт, заполнил анкету, приложил документы — и тебя тут же регистрирует система, а не люди. Приходит сообщение — во сколько и когда ты проходишь границу. Всё! В правительстве Приморья не подтверждают, что «электронная очередь» заполняется в ручном режиме. По словам чиновников, процедура полностью автоматизирована, кто первый подал заявку на проезд к тому или иному пункту пропуска, тот первым и попадает сначала в лист ожидания, а затем и в список на проезд к АПП на конкретную дату. Очередь открытая, любой желающий может в любое время посмотреть список машин и время подачи заявки, и убедиться, что те, кто подал заявку раньше, находятся в очереди выше, чем те, кто подал позже.
Наши собеседники — водители на Полтавке — подтверждают: пожалуй, в электронную очередь за взятку действительно не попасть. Люди каждый день мониторят, сколько машин прошло, кто на каком месте, и «проскочить» тут нереально. Список, кстати, один, общий для всех. Если у кого-то в кузове рыба… — Ну и стой до весны, пока твоя рыба не оттает! — смеются мужики. В кабине — и борщ, и сушилка Наши собеседники по здравом разумении пользу электронной очереди не отрицают. Порядок нужен, на дорогах стоять никто не хочет. Но надо ее как-то улучшать. Давать хотя бы три дня на проезд, позволять менять прицепы или ездить на СТО и заправку. Да хотя бы в магазин — а то по полтора километра туда-обратно пешком по морозу наматывать приходится. В ожидании груза из Китая перекантовываются — кто где. Водителям из окрестных сел и даже из Уссурийска везет больше, они домой могут поехать. А иногородним каково? Николай из Биробиджана живет в машине уже неделю. Приехал пустой — за овощами. — В последний раз я здесь был до Нового года. Раньше на Хабаровскую таможню ездил, теперь она не работает, — смиренно объясняет Николай. Товарищи забрали его в гостиницу. Там он помоется, переночует, постирается, переоденется. Белье соберет в сумку, развесит в кабине. Гостиница в Покровке, кстати, стоит 2000 рублей сутки. Не бюджетный вариант, но другого нет. Люди готовят в машинах, на газовых плитках и благодарны уже за то, что на Полтавке, в отличие от других пунктов пропуска, есть теплый туалет. Свести сальдо с бульдо — Я 18 октября подался в электронку, 22 февраля только заехал, — разводит руками шофер Женя. — Я-то сам из Покровки, машина на базе стояла. Сейчас в основном день в день или на следующий пацаны заходят. Но рейс-то раз в два-три месяца! Раньше максимум стоял три-четыре дня на стоянке — заехал в Китай, вышел, и все. Рейс в неделю был стабильно.
Стоимость рейса у всех разная, зависит от места назначения груза. За каждый рейс водители делают по паре справок. За дизтопливом, пока в очереди стоят, ездят аж в Покровку за 130 км; счастье, если в ближайшем селе Новогеоргиевка есть соляра. Но все равно в бочках возят на легковушках, потому что, напомним, выехать со стоянки нельзя, патруль ДПС обратно не пустит. — Сменить род деятельности? А где работать, допустим, у нас в Покровке? В ДРСУ [дорожное ремонтно-строительное управление] идти за 15 тысяч? У основной массы здесь машины в кредит взяты, — рассуждает Василий. — Всякую чушь понапридумывали: ПЛАТОН этот, проезды платные, налоги новые. Разрешение на один рейс в Китай пять тысяч стоит. На один! Все в пользу государства, а не людей, чтобы они работали и зарабатывали. Машину накорми соляркой, запчасти купи, резину… Короче, пишите вкратце: все очень плохо.
С нынешним ценником, подсчитывают водители, за месяц теряется около миллиона рублей (надо понимать, что этот миллион не оседает в карманах, а тратится на техобслуживание, заправку, разрешения, налоги и т.д.). Но главное — уходят связи. Ведь китайские продавцы, с которыми у российских перевозчиков налажены многолетние контакты, все-таки ждать по три месяца не могут — или товар пропадает, или его другая машина вывозит. Электронку-то отменят, а к нормальной жизни придется возвращаться еще долго.
Ковид у прицепа Китайская сторона требует у каждого водителя справки об отсутствии коронавируса. Даже если человек переболел или вакцинировался. Причем справка должна быть получена не ранее, чем за 7 дней до въезда. Не успел — делай новую. Стоит справка 3000 рублей. Правда, российская справка для китайцев — просто бумажка, потому что на своей стороне они еще раз проверяют водителей на ковид. И высылают вместе с машиной при малейших подозрениях.
Однажды за месяц из Дуннина человек 60 выслали. Напомним, весной сотни граждан КНР с коронавирусом летели из Москвы во Владивосток в самых обычных самолетах, чтобы потом переправиться автобусами на родину. И никто из чиновников слова против не сказал, пока в соцсетях не посыпались сотни и тысячи гневных сообщений. — Хотели ограничить, видать, чтобы русские водители меньше работали. Потому что китайцы ведь тоже не могут выехать сюда, как раньше, — объясняют водители. Вообще, говорят, сейчас китайцы злее стали. Ни на секунду не задержатся, если пробил час обеда (хотя, строго говоря, обед длится не час, а четыре). Могут и паспорт на землю швырнуть, бывало такое. Китайцы раньше старались «выбить» водителя, запрещая въезд. А как поняли, что в очередях стоят машины, а не люди (и даже один и тот же водитель может загнать несколько машин — цена за это до 50–60 тысяч доходила), стали придираться к грузовикам. — Вот как может заболеть прицеп или машина? — удивляется Василий. — А китайцы говорят: она заболела, 28 дней не может приезжать. Сейчас после трехмесячного карантина вроде выходят люди на работу. А что толку? Тебя опять — бам! — на 28 дней. И все, ты ходишь опять тут, бычки пинаешь…
При этом в провинции Цзилинь (там находится город Хуньчунь, пограничный с поселком Краскино) водителя с подозрением на ковид отстранят на 28 дней. В провинции Хэйлунцзян (города Суйфэньхе и Дуннин) — на 3 месяца. Почему? Да потому что так захотелось! Брать справки в российских клиниках бесполезно. — Когда у нас глава района был нормальный, он как-то ездил в Китай. Там встретился с ихним… кто у них там предводитель ихней банды, перетерли, какие-то решения приняли — терпимее стало, — грустно вздыхают наши собеседники. — А сейчас некому суетить.