Найти тему
Советский экран

5 главных фильмов Владимира Басова как режиссёра

Владимир Басов был не только талантливым актёром, но и гениальным режиссёром. Вот 5 фильмов Басова-режиссёра, которые подтверждают этот факт.

«Тишина» (1963)

-2

Фильм «Тишина» является экранизацией одноименного романа Юрия Бондарева, который вместе с Басовым переработал его в киносценарий. История повествует фронтовиках, которые пытаются встроиться в мирную жизнь. Вместо понятных категорий свой-чужой, к которым герои привыкли за годы войны, они столкнулись с повседневной реальностью, где всё не так определенно. В ней нет места подвигу, но хватает лжи и подлости.

Кому, как не Басову было браться за экранизацию. И он, и Бондарев — сами фронтовики, и всё это знали не понаслышке.

«В фильме «Тишина» мне хотелось показать не какого-то определенного героя, а собирательный образ целого поколения, которое от школьной доски шагнуло на передовую… Думы, тревоги, радости героев фильма — это и мои тревоги, и радости…»

Фильм открыл зрителям Михаила Ульянова с необычной стороны: он исполнил роль мерзавца и жулика Быкова. А для Георгия Мартынюка лента стала первой серьезной работой. Именно Басов определил его творческую судьбу. Позже он снял Мартынюка в фильмах «Метель» и «Щит и меч», благодаря которым на него обратили внимание другие режиссёры.

Также «Тишина» подарила нам замечательную песню «На безымянной высоте». Её специально для фильма написали композитор Вениамин Баснер и поэт Михаил Матусовский. Текст песни рассказывает о реальном бое, произошедшем на высоте у деревни Рубежанка в Калужской области.

«Метель» (1964)

-3

Следующий фильм Басова снова экранизация, на это раз из классики. Из небольшой повести Пушкина «Метель» вырос целый фильм.

Главные роли сыграли малоизвестные актёры. Басов снова пригласил Мартынюка, уже знакомого по «Тишине». Первую в карьере крупную роль здесь получил Олег Видов, который прежде играл только в эпизодах.

Роль Марьи Гавриловны исполнила вчерашняя выпускница театральной студии Валентина Титова. «Метель» стала её дебютом в кино. На пробах она сразу приглянулась Басову. Он увлекся молодой актрисой и сразу утвердил её на главную роль. Несмотря на разницу в возрасте 19 лет, после съемок они поженились. Басов и Титова прожили вместе 14 лет. Это были не только годы семейного счастья, но и период плодотворного творческого союза. Во всех последующих фильмах Басов снимал супругу, пока они не развелись в 1978 году.

Потрясающую музыку к фильму написал Георгий Свиридов. Сюита «Метель» стала одним из наиболее узнаваемых и часто исполняемых его произведений. По мнению Александра Басова, сына режиссёра:

«Метель»... сделана в нестандартном для того времени жанре, и трудно сказать, кто там в большей степени режиссёр-постановщик – Басов или Свиридов. Но это действительно цельное произведение, кино- и музыкальная сюита... Музыка там играет, как ни странно, главенствующую роль, потом идёт Пушкин, и только на третьем месте – Басов».

«Щит и меч» (1968)

-4

«Щит и меч» часто называют вершиной режиссёрской карьеры Басова. Он снят по одноименному роману Вадима Кожевникова. Над сценарием Басов работал вместе с автором. Вдвоем они превратили сложный и тяжеловесный роман-эпопею в увлекательный приключенческий фильм, ставший культовым в категории «кино про шпионов».

Над музыкой снова работал композитор Вениамин Баснер. Мелодия из фильма и сегодня остается одной из самых узнаваемых в советском кино. Также здесь впервые прозвучала песня «С чего начинается Родина», проникновенно исполненная Марком Бернесом.

Главные роли сыграли Станислав Любшин и Олег Янковский. Чиновники хотели главного героя-богатыря, Басов же настаивал, что разведчик должен быть неприметным и сдержанным. В этом амплуа он видел Любшина. Настоящие разведчики, которые были консультантами фильма, поддержали режиссёра.

Для Янковского это был дебют в кино, причем случайный. Во время гастролей Саратовского театра, где в то время служил Янковский, его приметил Басов. Он как раз искал актёра на роль Шварцкопфа. Съёмки уже начинались, а вариантов не было. И тут в ресторане гостиницы он заметил юношу, который идеально подходил на роль арийца. Янковский был утвержден, и после премьеры сразу стал популярным актёром.

Открытием Басова как режиссера в этой картине стал новаторски выстроенный сюжет. Люди, события и обстоятельства закручиваются вокруг Белова—Вайса. Он является центром повествования, к которому ведут все ниточки. Прежде в советском кино не было настолько психологически достоверного образа разведчика. Именно по этому пути, предложенному Басовым, пойдут создатели «Мертвого сезона» и «Семнадцати мгновений весны».

«Опасный поворот» (1972)

-5

И опять в основе литературный материал. Трёхсерийный фильм «Опасный поворот» снят по одноименной пьесе Дж. Б. Пристли.

Басову удалось создать тонкую психологическую драму, вплетенную в детективный сюжет. Персонажи получились живыми за счет своей неоднозначности, так как Басов отказался от их оценки.

Кроме того, в этом фильме Басов первым опробовал многокамерную систему съемки. Илья Миньковецкий, оператор фильма, вспоминал:

«Обычно камеры использовали последовательно: пока одна снимала, другая брала крупные планы по команде. После того как первая камера отсняла все, предусмотренное режиссером, начинала работать в другой точке следующая камера, а потом – третья. Басов же запускал практически синхронно все три, чтобы не было вариантов. Он держал в голове весь монтаж... У нас была такая скорость работы, что мы снимали раза в три быстрее, чем обычное художественное кино».

«Опасный поворот» сняли в рекордные сроки – за два месяца. Этот опыт стал предвестником новой телевизионной техники съемки.

«Дни Турбиных» (1976)

-6

Фильм «Дни Турбиных» был одной из первых экранизаций Булгакова в отечественном кино. Басов долго мечтал об этой работе:

«Дни Турбиных» моя давняя страсть... Мне хотелось напомнить зрителям о нашей истории, о нашем родстве с героями Булгакова, с их мыслями и чувствами, ибо нет ничего хуже Иванов, не помнящих родства».

Как фронтовик, Басов чувствовал связь с персонажами Булгакова, несмотря на разницу во взглядах и эпохах. Он видел сходство с тем, что думает и чувствует он сам и его товарищи, с тем, о чем переживают герои пьесы. Эту связь он и хотел показать в своём фильме: независимо от времени и обстоятельств, между русскими офицерами всегда есть нечто общее.

Басов собрал блистательный актёрский состав: Басилашвили, Ростоцкий, Лановой... В роли Алексея Турбина он видел только Андрея Мягкова, Елену Тальберг ожидаемо сыграла Валентина Титова. Сам Басов тоже побывал по ту сторону камеры. Он исполнил яркую роль Мышлаевского.

В 70-е снимать кино об офицерах-белогвардейцах было безнадежной затеей, но Басова это не остановило. Он долго и упорно добивался разрешения на съемки, а затем и выпуск картины. Но трехсерийный фильм показали по телевидению всего один раз, а затем отправили на полку, назвав «гимном белогвардейщине». В следующий раз его показали только через 10 лет, незадолго до смерти Владимира Басова.

-7

#советское кино #советские актёры #актеры советского кино #актеры и роли #история кино #киноистория #владимир басов #кино в ссср #кино