В какой-то мере пафосное, конечно, название для данного материала, но, увы, не удержался. Впрочем, речь пойдет, как вы, наверное, догадались не о том, чем нас пугают, а о том, как прошли у группы трезвомыслящих, увлеченных и просто хороших людей, к коим и я примазался, проводы зимы, сопровождаемые присказкой "гори, гори ясно, чтобы не погасло". Итак, нечего рассусоливать, "поехали".
Вы знаете что такое творческая ломка? Это когда хочется чего-нибудь сотворить. Чего-нибудь, сам не знаешь чего. То ли написать что-нибудь этакое, или сделать снимок, а лучше серию, как говорится для души или на худой конец вылепить статую греческой богини из пластилина. Ну, скульптурные навыки для меня создатель пожалел, но в плане написания текстов и щелканья фотокамерой препятствий строить не стал. Посему от этого я и отталкивался. Давно меня уже тянуло снова побродить по лесу. Тем более, что одна из моих читательниц просила продолжения лесных зарисовок. Но все как-то не получалось. Однако, в прощеное воскресенье, меня понесла-таки нелегкая в лесополосу. Погодка была "не летная", хотя как сказать - ведь всем известно, что у природы нет плохой погоды. Не буду утомлять описание пути вдоль автотрассы и одной из окраинных улиц города, а также ожиданием около ж/д-перехода, пока пройдет бесконечный состав с гравием. Начну же с того момента, когда раскисшая тропинка завела меня в густые заросли из кустов и каких-то невысоких деревцев. Понятия не имею, что это за представители мира флоры, да это и не важно. Главное, что там еще сохранились снежные сугробы, а канавки и ямки, заполненные талой водой тускло поблескивали, отражая серое унылое прибалтийское, в общем, наше родное небо. Серо-черная грязь, местами с рыжими пятнами глины громко чавкала под ногами. Из леса доносились голоса птиц, что первыми поют оду приближающей весне.
У леса, в который я направился красивое название - Орловский. Бог весть почему его так назвали. По здравому рассуждению, объяснение этому есть, но мне оно не известно. Буквально перед входом в него, там где закончилась очередная Поселковая улица лежит озеро с пугающим названием Мертвое. Вот тут я в курсе дела - в нем нет рыбы, потому и назвали его так. Озеро еще не скинуло с себя ледяной панцирь, но из-под него рядом с разрушенным шлюзом весело журчала вода. покидая Мертвое и устремляясь в какую-то канаву, и бежала куда-то.
Чавкая по грязи, я шел к определенной цели. Где-то там впереди расположилось заброшенное стрельбище. Кустарник отступил. Ему на смену пришел настоящий лес. Деревья. Молодая поросль яростно тянулась к небу рядом с громадными стражами. чьи стволы снизу густо укутаны зеленым покрывалом мха. В сторону стрельбища вели рвы, устланные прошлогодней листвой. В лесу тихо, только птичий гомон. И вдруг в это звучание ворвались звуки чавканья по грязи, издаваемые явно не мной, ибо я в тот момент стоял, вдыхая запах весеннего леса. Ну надо же! Еще кто-то пришел погулять в последний день Масленицы по лесу. Вы же помните. что дело было в прощеное воскресенье? Нас стало уже трое. Так гуляя мы собрали веселую компанию в количестве четырнадцати человек. И решили - раз уж мы все встретились проводить зиму. встретить весну со всеми сопутствующими этому ритуалу атрибутами. На удивление нашлись и сковородки, и тесто для блинов, и даже ветошь, чтобы соорудить чучело. Расположившись в каком-то огромном укрытии, вероятно в нем в далекие времена находились мишени, организовали базу-кухню - соорудили очаг, примитивные лавки из поваленных стволов.
Кстати, небольшое отступление. В бетонной стене укрытия пробита брешь, отчего оно напоминает таинственную Стимфольскую пещеру. А растущие от текущей по стене воды сталактиты и сталагмиты только усиливают эту схожесть. Совсем юные побеги вокруг у самых корней укрыты зелеными конусами - столь причудливо растет там мох. Можно подумать, что там мир лесных духов и гномов. А поваленные в окрестностях громадные стволы, почти полностью поросшие мхом, только добавляют таинственности этому сказочному леу.
Пока я тут разглагольствовал, костер уже развели, сильная часть нашей компании ушла на заготовку дров. А дамы создавали чучело Масленицы. Когда жар в костре стал достаточным для того, чтобы тесто на сковородках запузирилось, пришло время для выпечки блинов. Отдавая дань традиции и уважения русской печи, принято говорить - печь блины, хотя по сути мы их жарим. Впрочем, дело не в терминологии, а в процессе и вкусовых качествах круглого и румяного символа солнышка - русского блина. Жар от костра жег руки и дым "выедал" глаза, но конвейер работал без перебоев. Блины выпекались и были вкусны, как могут быть вкусны блины выпеченные на костре в лесу.
После чая с блинами, а с ними и колбасок с хлебом, нанизанных на тонкие прутики и шипевших над костром, пришло время для обряда. И плевать нам было на пошедший в это время дождик. Нам было тепло и весело. Чучело заполыхало, замечу в скобках, сделаю, так сказать, реверанс в сторону пожарных - жгли с соблюдением всех мер противопожарной безопасности. Огнетушителя, конечно, не было, но вода присутствовала. И вот уже пошел хоровод вокруг горящей Масленицы, этого символа уходящей зимы, и зазвучало в весеннем лесу: "Гори, гори ясно, чтобы не погасло"! Чучело сгорело и начались забавы. Как-то традиционное перетягивание каната. Одна сторона тянувших символизировала зиму, другая с преобладанием юных участников изображала весну. Победила, как сказали классики - молодость, то есть зима уступила свои позиции.
Затем все присутствующие перелазили через натянутую веревку, символично пересекали границу между зимой и весной. Надо заметить, что это не так просто. Первый раз еще ничего - это задание даже я осилил, но высота натяжки возрастала. Второй раз я лишь попытался, а третий даже пытаться не стал. Хотя может быть и стоило бы - повеселил бы публику - представьте себе такая махина, больше центнера весом брякнулась бы в грязь. Впрочем, наш массовик-затейник, более известный в миру, как главный беловороновец Андрей Кленовый, сказал: "Для перехода в весну довольно и одного раза". И тут вы уже наверняка догадались - вся наша компания, случайно встретившаяся под кронами Орловского леса была отмечена знаком "Белого ворона".
Друг перед другом мы не в чем не провинились, и тем не менее традиционная формула прозвучала: "Прости меня, Христа ради" с ответным: "Бог простит, и я прощаю". Хм, ну не могу не заметить, что в нынешнем году обитатели красного дома с облегчением спрятались от народа, под предлогом страшного и ужасного коронавируса и не посчитали нужным попросить у черняховцев прощения. А может просто нынешнее руководство - глава и министр культуры местного масштаба просто не способны организовать для населения праздник, который насчитывает несколько веков. Впрочем, пусть их! А всех с приходом весны, радуйтесь жизни и смотрите вперед только с позитивом. И простите меня, Христа ради, коли что не так. За фотографии отдельное спасибо Андрею Кленовому и Насте Кошелевой.