Найти тему
ИЗНУТРИ

Пандемия позволила "Динамо" осуществить попытку смены поколений болельщиков. Чем это может закончиться?

Недавно в комментарии к моему посту про футбол один из соратников заявил, что футбольный клуб «Динамо» в этом году работает существенно лучше, чем хоккейный: абонементчики в приоритете, цены адекватные, атрибутика разнообразная.

Задумался… А так ли это? Вот мои мысли.

Не полностью соглашусь. Просто ведется разная работа.

В ФК процессами сейчас рулят ребята из Speсial One, а значит вваливается куча бабок. Догадываюсь сколько, вижу на что, смею предположить, что расходы несопоставимы выхлопу. Хорошо хоть понимают, что эксперименты с ценами на футболе могут отпугнуть последнюю публику и пока не рискуют. Но эти ребята не задержатся здесь надолго, цели и задачи у них другие, не перспектива развития клуба. Скоро все вернется на круги своя.

В ХК ситуация иная. Контор посредников не имеется, маркетингом руководит дельный парень. Бюджет клуба в последние два сезона позволяет делать то, что было невозможно при Федорове, Шанцеве и Сафронове: нанимать сотрудников и вкладываться в базовые маркетинговые инструменты. Возьмем хотя бы фирменный стиль, брендирование арены или оформление фойе с активностями – картинка явно стала лучше. Значительно увеличены бюджеты на «Динамо» ТВ, это видно даже без финансовых документов. Да что говорить, если отделы маркетинга и пресс-службы сейчас насчитывают около двадцати человек, когда в мое время не было и десяти. Это большие возможности и это круто.

Но что бы судить об их работе нужно посмотреть, что будет в нормальном сезоне, без ограничений. Как будет себя вести новое поколение болельщиков, как оно будет ходить, покупать, поддерживать.

Да, вы не ослышались, именно новое поколение. Сейчас работа идет не на старую аудиторию, ради которой трудились мы в свое время, именно поэтому в приоритете теперь не бывшие владельцы абонементов. Я всегда считал, что клуб имеет право на подобные манипуляции только в двух случаях – если кардинально и качественно изменилась вся система клубной работы с болельщиками или если команда выиграла титул. Но пандемия внесла свои коррективы и позволила нынешней команде маркетологов осуществить попытку смены поколения. Об этом говорит хотя бы изменение ценовой политики, которое принесло свои плоды: по слухам, в этом сезоне выручка ХК с продаж билетов уже выше, чем в прошлом, и это с учетом всех ограничений. При том много старых болельщиков уже откололось, а когда снимут ограничения и придется покупать абонементы по новым ценам, отколется еще большая часть. На их место придут другие, с деньгами. А им и атрибутику продавать можно другую и по-другому.

Но у меня есть сильные опасения за этот новый пласт болельщиков. Он не подготовлен, не сформирован. Он создается искусственно, с нуля и самое плохое, что им никто не руководит изнутри и некому будет «работать с болельщиками». Поясню, с какой точки зрения смотрю на понятие «работа с болельщиками». Для меня это совокупная деятельность отделов маркетинга, PR , пресс-службы и продажников, а не просто взаимодействие сотрудника ОРБ с представителями болельщиков. Определенная структура со своей стратегией, которая должна учитывать не только основные концепции отделов, но и руководствоваться общим вектором.

Новые люди, которые придут на стадион после пандемии взамен старых, не видели МСА в 12 или 13 году и не знают, что такое «атмосфера трибун», что такое «поддержка» или «динамовский дух». Кто им расскажет об этом? Нет «Клуба болельщиков», нет активных групп кузьмичей на центре, нет «выездной бригады», ультрас на хоккее вымирают как вид, сотрудник по работе с болельщиками имеет узкий круг компетенций. Это будет общество потребления без эмоций, им нужен будет комфорт, сервис и причастность – модель НХЛ. Но что будет, если сервис и комфорт закончатся, например, при очередной смене руководства и, соответственно, векторе развития?

Может в итоге статься так, что как прежде уже никогда не будет. И ничего похожего не будет. И адаптировано к нынешним реалиям – тоже. Как минимум, уже ушла со стадиона динамовская музыка, которой лично мне не хватает. Тому, кто пришел на стадион в этом сезоне, ее не может не хватать. Он ее не слышал. Он не видел фанатского сектора из 300-400 человек, который шизит весь матч, поэтому для него и та фанатка, которая есть сейчас – эталон…

Но время не стоит на месте, изменения рано или поздно были необходимы. Посмотрим, что будет дальше. В любом случае, это интересно. Надеюсь, что станет лучше.

МСА Лужники, трибуна D
МСА Лужники, трибуна D