Найти тему
Dingir dingirra

Происхождение абхазо-адыгов

Абхазы и адыги

Абхазо-адыги это народы Северного Кавказа которых объединяет общее происхождение. Они делятся на адыгов и абхазо-абазин. В древности,
на территории Сочи, проживал также народ убыхов, исчезнувший после переселения в Турцию. Абхазо-адыги это воины, которые занимались земледелием, сочетая его с военными походами. Адыги создали террасное земледелие, научились выращивать много видов фруктов. Своего государства, за исключением Абхазии, они не создали. Столкнувшись с Россией, они оказали ей ожесточенное сопротивление, в ходе кавказской войны, а после ее окончания, в значительной мере, переселились в Турцию.

Языки абхазо-адыгов

Абазэ-адыгэ бзэхэр — къэукъаз бзэхэм изы унагъуэ, ишъхъэрэкъаукъаз унагъуэшхуэм азэгъуэхэм я гугъэкӀэ хагъыхьа. Бзэ хиубыдэхэр: убыхыбзэ , адыгэбзэ , абазэбзэхэр . Убыхыбзэр адыгэбзэм нэхъ игъунэгъу щыт, икӀи нэхъ ехьч ауэ апхъазыбзэми щыщ куэду хэлъ, абы шъхьакӀэ бзэ "курыту" плъытэ хъуну.

Абазэ-адыгэ бзэхэм пэмыкӀыу зэреджэхэр ишъхъэрэ-къуэхьапӀэкъаукъазыбзэхэ, шӀыпӀэ къыздыхэкӀахэм, здызэфӀэувахэм - Ишъхъэрэ-КъуэхьапӀэ Къаукъаз.

Урысейм (Ишъхъэрэ-Къаукъазым) Апхъазым, къуэкӀыпӀэгъунэгъу лъэныкъуэм (Тыркум, Шамым, Иорданым) щопсалъэхэ, бзэр зэрахьэ. БзэмкӀэ псалъу къалытэр милыуан 1, 100 (?) хуэдиз, Урысейм щыпсохэр хэту (мин 764, 660 (2002 гъэмкӀэ джылэ псо бгъыгъэ ирагъэкӀукӀам)

Пример текста на адыгском

Абхазо-адыгские языки уникальны в своей структуре и фонетике. Во-первых это гортанные языки. Они используют гортанные звуки, которых нет в русском, для них придуманы специальные знаки. Для европейцев они звучат как глухие согласные. Так в абхазском 63 согласных, в адыгском 67, а в убыхском 84 согласных звука. Больше чем у абхазо-адыгов, согласных только у койсанов в Южной Африке. Но там они составляют отдельные слова, поэтому западно-кавказские можно назвать самыми гортанными языками мира. Другой особенностью этих языков является полисинтетизм. Это явление есть также в языках Сибири и Северной Америки. При полисинтетизме предложение может сливаться в одно слово. При этом некоторые звуки из слова выпадают. Сочетание гортанности с полисинтетизмом делает абхазо-адыгские уникальными языками, самыми необычными в Евразии.

Культура

У абхазов и адыгов развилась самобытная культура, во многом схожая благодаря близости этих народов и общему происхождению. Именно адыги создали костюм-черкеску, в который одеваются все народы Кавказа. Они также имеют традиции кавказского гостеприимства. Религия абхазов и адыгов во многом схожа. Они поклоняются Небесному богу Тха или Анчва у абхазов.

-2

Небесный бог же распадался на множество местных культов. Например, у абхазов боги называются анцәахәы, что значит частички бога. По поверьям этих народов у каждой горы и леса есть свой покровитель. Интересно, что у хозяином моря была огромная рыба Кодош. В честь нее адыги не ели рыбу, позднее это стало ассоциироваться с мухаджирством. Так у абхазо-адыгов, то монетеизм распадался на язычество, то политеизм собирался в монотеизм.

Сосруко
Сосруко

Культуре этих народов свойственна воинственность. Главным объектом их творчества является нартский эпос. Это сказания о воинах, которые воевали с монстрами и друг с другом. Самым известным из них является Сосруко.

Новая гипотеза

Циркумпонтийский регион
Циркумпонтийский регион

Согласно новой гипотезе абхазо-адыги переселись на Кавказ 7 тысяч лет назад с территории Балкан. Балканы в то время были процветающим культурным регионом. Они были заселены выходцами с Ближнего Востока. Как считал, лингвист Старостин, эти были сино-кавказцы, которые расселилсь в Европе, до индоевропейцев. Потомками их стали баски и исчезнувшие народы Неолитической Европы.

-5

Главной культурой Балкан того периода была культура Триполье. Она возникла в середине 5 тысячелетия до нашей эры. Трипольцы выращивали пшеницу , плёнчатый овёс , просо , горох , ячмень, виноград , алычу , абрикосы . Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую земледелия. Занимались охотой и рыболовством.

-6

Триполье ярко-выраженная культура матриархата. Трипольцы поклонялись Богине-матери. Её фигурки из глины массово находят на территории Украины. Это действительно роднит трипольцев с басками. По мнению некоторых исследователей 5 тыс. до н.э. трипольцы начали движение на Кавказ.

4500 лет до нашей эры появилась культура Мешоко
4500 лет до нашей эры появилась культура Мешоко

Первым их следом на Кавказе стала культура Мешоко. Развитием этой культуры стала Майкопская. Доломиты которой напоминают Стоунхендж, а по сино-кавказской гипотезе, их построили близкие народы. Также интересно, совпадение в гаплогруппах между трипольцами и адыгами.

Эта гипотеза имеет ряд слабых сторон. Во-первых сино-кавказская гипотеза никем не доказана. Баскский язык совершенно не похож на северо-кавказские, он скорее ближе к картвельским. Это агглютинативный язык, которому свойственно полногласие. В прошлом в нем было множество "банановых" слогов. В баскском языке не может быть полисинтетизма.

Во-вторых существование такой огромной семьи от Кавказа до Иберии, должно было наложить отпечаток на Европу. Индоевропейские языки должны были заимствовать целый пласт в лексике и фонетике из этих языков. В Европе, ныне нет ни одного гортанного языка. Такие звуки не встречаются даже на Пиренеях. Также в Европе нет ни одного полисинтетического языка, такие структуры просто чужды языкам Европы, особенно европейской поэзии.

В-третьих культура абхазо-адыгов совершенно не похожа на Триполье. С самого возникновения абхазо-адыги поклонялись Небесному богу, как шумеры или индоевропейцы. Их культура воинственна, по своему содержанию противоположна матриархатной культуре, где нет культа войны. Культуры старой Европы исчезли во-многом благодаря матриархату, который не желал сопротивляться воинам-кочевникам.

Традиционная гипотеза

Хатты и кашки
Хатты и кашки

Согласно традиционной версии абхазо-адыги потомки переселенцев из Анатолии. В древней Анатолии жило множество народов. Одними из них были хатты. Хатты обитали в центре этого региона. Около 4 тысяч лет назад на их землю пришли индоевропейцы канесили. Они покорили хаттов и приняли их название. Близкими хаттам народами были кашки обитавшие севернее. Хатты оказали огромное влияние на хеттов. Помимо названия хетты заимствовали термины из сельского хозяйства, названия городов, местностей. Хетты использовавшие шумерскую клинопись, записывали гимны хаттским богам. Благодаря этому мы знаем немного о хаттском языке. Это был полисинтетический язык, с вероятно гортанными звуками. На основе этого хеттологи Вячеслав Иванов и Владислав Ардзинба выдвинули предположение о родстве хаттов с абхазо-адыгами.

Первый президент республики Абхазия Владислав Ардзинба
Первый президент республики Абхазия Владислав Ардзинба

Мифология хаттов и абхазо-адыгов имеет множество параллелей.

Анцили-Анчва-верховный бог.

Адад-Адыд-бог грома.

Армаз-Амза бог луны.

Уашхо-Уашхо-небо.

Ананы-Анана Гунда-богиня плодородия.

Тару-Айтар-бог скота