Найти тему
Александр Матусевич

НОВЫЕ ГОЛОСА ПРОФЕССОРА КАЗАРНОВСКОЙ

В столичном зале «Метрополитен» Любовь Казарновская представила новое поколение молодых музыкантов

Любовь Казарновская сегодня – это не только знаменитая певица с большой карьерой, но и признанный вокальный педагог, профессор московского Института современного искусства. Но она не только имеет свой класс в ИСИ, но и регулярно, уже на протяжении многих лет, проводит мастер-классы с молодыми певцами, со временем трансформировавшиеся в уникальную институцию – международную академию «Голос и скрипка», которую она курирует вместе со знаменитым скрипичным педагогом из Мерзляковки профессором Аллой Вандышевой. Ее сессии проводятся в самых разных местах: в допандемийное время нередко на родине бельканто в Италии и в других уголках Европы (всего – в пятнадцати странах), а в России своим «портом приписки» Казарновская избрала живописное село Вятское на Ярославщине – точку на карте страны, становящуюся все более известной.

Однако и в Москве академия нередко делает свои проекты. Последний из них состоялся 4 марта в камерном столичном зале «Метрополитен» - новом академическом пространстве, уютно расположившемся в Брюсовом переулке, в самом сердце музыкальной Москвы. Данным концертом открылся цикл музыкальных вечеров Международной студии вокального мастерства «Вокалиссимо» в рамках академии «Голос и скрипка», которые будут проходить ежемесячно. Казарновская представила московской публике шесть молодых певиц, которые обучаются у нее в самом разном формате – как студентки или аспирантки ИСИ, или же стажируются непосредственно в академии. Интересная особенность, общая для всего секстета – в педагогические руки Казарновской певицы попали после других наставников (в самых разных вузах страны, не только в столице), имея за плечами не только профессиональные наработки и некоторый опыт, но и, увы, ряд серьезных вокальных проблем, за исправлением которых они и пришли к известному мастеру.

О таланте Казарновской-педагога есть немало лестных отзывов. Приведем лишь пару из них, но весьма красноречивых.

Мария Назарова, солистка Венской государственной оперы : «С Любовью Казарновской мы познакомились как раз на трехдневном мастер-классе в Москве, он проводился от фестиваля Les Azuriales в комплексе с конкурсом, в котором я победила. Мне было 25 лет, у нас сразу возник творческий и человеческий контакт. На занятиях Любовь Юрьевна подарила мне уверенность в себе, а это очень нужная вещь для оперного артиста. С ее советами по технике и верой в меня многое стало получаться легче. Я очень благодарна ей ».

Наталия Зимина, солистка Театра Станиславского и Немировича-Данченко : «Я уже почти два года занимаюсь с потрясающей Любовью Юрьевной Казарновской. Чуткий музыкант, великолепный педагог от Бога, образованнейший и опытнейший человек. Для меня ее уроки – это каждый раз открытие новых граней своего голоса, возможностей, красок, до которых я бы не смогла дорасти сама. Она слышит высший эталон звучания, к которому постепенно ведет. Такие мастера на вес золота. Я записываю каждый урок на диктофон, чтобы не потерять ни одного слова, переслушать несколько раз, написать в нотах и выучить наизусть.

Можно просидеть целый день в классе, наблюдая, как она занимается и с детьми, и с солистами театров, и с каждым ты будешь узнавать много нового и интересного, не станет скучно ни на секунду. Обожаю ее мастер-классы, когда у нас есть возможность неделю-две ежедневно заниматься своим репертуаром и проводить много времени в классе.

Любовь Юрьевна всегда на связи со своими учениками, у нее есть ответы на любые вопросы. Я могу прислать ей запись репетиции из театра, и знаю, что она обязательно найдет время в своем напряженнейшем графике, все выслушает и даст ценные замечания по звуку, стилю, языку, характеру…

Любовь Юрьевна искренне любит каждого ученика и никогда не будет безразличной. До сих пор не верю своему счастью! Большая редкость и огромное счастье найти СВОЕГО учителя. И быть ЕЁ ученицей».

Обаяние молодости и свежесть голосов – то, что объединяло всех участниц концерта. В остальном они были все очень разными – по типу голосов, по владению ими, по своей индивидуальности и артистизму.

Пул меццо-сопрано, голоса редкого, а по нынешнем временам, можно сказать, исчезающего, был представлен юной певицей из Челябинска Юлией Фадеевой и более опытной киевлянкой Екатериной Власовой. Первая спела виртуозную, даже пиротехническую арию из «Альцины» Генделя, и знаменитое ариозо Воина из кантаты Чайковского «Москва»: молодая вокалистка сразу продемонстрировала диапазон своих притязаний – невероятную гибкость и подвижность ее густого меццо в генделевской музыке и умение петь на идеальном легато, при этом также и проникновенную интонацию в русском опусе. Сочный голос редкой красоты и впечатляющий экстерьер русской красавицы неоспоримо свидетельствовали, что на меццо-сопрановом небосклоне появился очень серьезный игрок.

Вторая меццо исполнила музыку стилистически более близкую – бельканто зрелое («Agitato di du е venti » Вивальди) и бельканто позднее, романтическое (арию из «Фаворитки» Доницетти). Крепкий нижний регистр и широкий диапазон, казалось бы, должны были обеспечить успех в обеих ипостасях. Однако на практике Вивальди не получился – многочисленные колоратурные пассажи звучали не точно, верхние ноты особенно пострадали, получаясь крикливыми и плоскими. А вот доницеттиевская Леонора удалась: тут меньше задач чисто виртуозных, зато нужно умение петь экспрессивно, играя красками тембра, при этом эмоционально переключаться из одного состояния в другое в трех самостоятельных разделах номера – все это Екатерина Власова уже вполне умеет. Похоже, ей стоит не увлекаться барочной виртуозностью, а сосредоточиться на репертуаре более позднего периода.

Из четырех сопрано более всех поразила спинто Кристина Пономарева, исполнившая арии Лю из «Турандот» и Луизы из одноименной оперы Шарпантье. Полнозвучный голос очень красивого, насыщенного тембра и уже феноменальное владение техническими секретами, прекрасный верх и изумительные филировки, кроме того убедительная фразировка – все это в арсенале Пономаревой. Помимо владения голосом было отрадно то, что все технические умения певица осознанно применяет не ради эффектов, а в точном соответствии с задачами создаваемых образов, отчего они получаются не просто убедительными, но живыми и выразительными.

Также очень понравилась колоратурное сопрано Ангелина Безрукова, которой пока не хватает уверенности на сцене, но зато у нее есть превосходный верхний регистр и точность интонации. Певица исполнила сложнейшие номера: голосоломную арию с колокольчиками из «Лакме» Делиба, требующую невероятной технической оснащенности, а также арию Кунигунды из «Кандида» Бернстайна, предполагающую еще вдобавок исключительный артистизм. Певица справилась с обеими задачами очень уверенно, пленив своим звонким, завораживающим тембром.

Большие надежды профессор Казарновская возлагает на совсем юную Софью Дубровинскую, получившую на последнем международном вокальном конкурсе в Вятском первую премию: несмотря на молодость, она уже поет такую сложнейшую вещь, как арию Фьордилиджи из «Так поступают все» Моцарта, удивляя как насыщенным тембром, так и уверенным владением техникой. В плане моцартовской стилистики чувствуется твердая рука ее наставницы, блиставшей когда-то в моцартовском репертуаре ни где-нибудь, а в Зальцбурге. А вот «Восточный романс» Римского-Корсакова неожиданно не получился: вокально было спето все очень добротно, правильно и точно, но образа не возникло – миниатюра предстала лишь ориентальной безделушкой, без глубины подлинных чувств.

Еще одно молодое сопрано – Дарья Гогина – спела шутливые куплеты Оскара из «Бала-маскарада»: игриво и точно, продемонстрировав легкость вокализации и уверенность в попадании в характер своего героя. Весь вечер певцам аккомпанировали опытные концертмейстеры, надежно «страховавшие» своих подопечных – Виктория Иванова и Николай Овчинников. Кроме того, Любовь Юрьевна предваряла каждый номер пространным конферансом, характеризуя как исполнителей, так и предлагавшееся вниманию публики произведение.

И еще была одна краска в концерте, о которой нельзя умолчать. Сын певицы, молодой скрипач Андрей Росцик, сыграл внушительную программу, перемежая своими номерами вокальные выступления девушек. Сольные скрипичные высказывания Баха, Паганини, Изаи, Крейслера в его исполнении радовали не только техническим блеском, но и глубиной интерпретации, а также неоспоримой музыкальностью. Стоит отметить достойную культуру звука – насыщенного, теплого, мягкого, чувственного – которым говорит с публикой скрипка Росцика. Голос его инструмента сродни человеческому – это вносило дополнительную гармонию в концертную программу, однако один раз сыграло и «злую шутку», но не по вине скрипача: в «Восточном романсе», задуманном как дуэт голоса и скрипки, последняя звучала гораздо проникновеннее и глубже, нежели ансамблирующее с ней сопрано. Замечательным номером в исполнении Росцика стала также композиция Джона Уильямса из знаменитой киноленты Стивена Спилберга «Список Шиндлера» - наполненная неизбывной меланхоличной лирикой с красками трагизма.

12 марта 2021 г., "Играем с начала"