Найти тему
Дмитрий Гаврилов

Отец первого русского подводного минного заградителя

Налетов Михаил Петрович, русский изобретатель, создатель первого в мире подводного минного заградителя. Учился в петербургском Технологическом, затем в Горном институте. Еще в студенческие годы занимался изобретательной деятельностью. Получив диплом техника путей сообщения, Михаил Петрович уехал в Порт-Артур, где работал на дорожном строительстве.

Налетов Михаил Петрович (1869-1938гг.)
Налетов Михаил Петрович (1869-1938гг.)

Вовремя второй русско-японской войны 1904 - 1905 гг., после того как на японской мине подорвался флагманский броненосец «Петропавловск», на котором и погиб знаменитый адмирал Российской Империи Степан Осипович Макаров, Налетов пришел к мысли об использовании подводной лодки в качестве минного заградителя.

Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца «Петропавловск», взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля — подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели.
Макаров Степан Осипович (1849-1904гг.)
Макаров Степан Осипович (1849-1904гг.)

В 1904 году он разработал проект подводной лодки и в том же году, на свои средства построил ее. Новое, тогда еще экспериментальное подводное судно успешно прошло испытания на глубине 9 метров. Новый подводный минный заградитель был водоизмещением 25 тонн и вооружен 4 минами. Перед сдачей японцам Порт-Артура подводную лодку пришлось уничтожить.

За участие в обороне Порт-Артура Налетов был награжден Георгиев ским крестом.

29 декабря 1906 года Налетов подал прошение на имя председателя Морского технического комитета, в котором писал:

Желая предложить Морскому министерству подводную лодку по проекту, выработанному мною на основании опыта и личных наблюдений над морской войной в Порт-Артуре, имею честь просить Ваше превосходительство, если найдете возможным, назначить мне время, в которое я мог бы лично представить вышеупомянутый проект и дать объяснение его лицам, Вашим превосходительством на то уполномоченным.

В 1907 году Михаил Петрович спроектировал новый подводный минный заградитель, вошедший в истори ю подводного кораблестроения как первый корабль этого типа.

В 1909 году в Николаеве на заводе «Наваль» состоялась закладка корпуса корабля нового типа, которого назвали «Краб» и был спущен на воду в Николаеве в 1912 году. Для оснащения заградителя Налетов разработал специальную мину нулевой плавучести и систему сбрасывания мин, которая позволяла нести на борту 60 минут, в то время как немецкие лодки при таком водоизмещении могли нести до 18 минут.

Первый подводный минный заградитель "Краб"
Первый подводный минный заградитель "Краб"

После Великой Октябрьской социалистической революции и вплоть до ухода на пенсию в 1934 года, Михаил Петрович работал на Кировском заводе в Ленинграде, в котором занимал должность старшего инженера в отделе главного механика.

В 1935 году, на дне Чёрного моря был найден затопленный англичанами «Краб», Налётов разработал проект его восстановления и модернизации, однако ввиду наличия новых подлодок-минных заградителей, старую лодку не стали восстанавливать.