Найти тему
retrolooks

«Бриджертоны» – право на анахронизм. Часть 1.

Залипли мы на сериале «Бриджертоны».

Действие сериала происходит в условном Лондоне и вариациях на тему времен эпохи Регентства (с 1811 по 1820 гг.). Главные герои – четверо братьев и четыре сестры из семьи Бриджертонов, которые начинают свою жизнь в высшем обществе. Цель семейства – выдать замуж старшую дочь, Дафну. Количество и разнообразие костюмов в сериале впечатляет больше всего. Неужели такие ткани и фасоны, такие прически и аксессуары были возможны в эпоху Регентства? Стоит заметить, что анахронизмы и небрежность в костюмах «Бриджертонов» – это тот редкий случай, когда погрешности работают только на руку.

Кажется, пора поговорить о том, насколько и с какими целями можно перекраивать моду в исторических романах, фильмах, спектаклях? Стоит заметить, что безобразничать с костюмами начали не сегодня, просто сейчас дискуссионный тренд на аутентичность, подлинность, но были эпохи и в кино, и в литературе, и в театре, балете и даже живописи, когда на эти вещи не обращали внимания. Скажем, какая в опере XVIII века была историческая достоверность костюма? Или насколько балерина Карлотта Гризи (Carlotta Grisi) похожа в своем костюме на персидскую пери (фею) в балете La Peri 1843 года? Кроме условного головного убора типа фески с кисточкой – нисколько.

Карлотта Гризи  (Carlotta Grisi)  в балете La Peri  / литография Lemercier / ок. 1844 г.
Карлотта Гризи (Carlotta Grisi) в балете La Peri / литография Lemercier / ок. 1844 г.

Поэтому мы решили перевести для вас статью из theconversation.com «Бриджертон: в защиту “неточных” костюмов в исторических драмах»

семейство Фезерингтонов на прогулке © Courtesy Netflix / взято с сайта Vogue
семейство Фезерингтонов на прогулке © Courtesy Netflix / взято с сайта Vogue

По данным Netflix, новый сериал «Бриджертоны» один из самых популярных сериалов этой компании на сегодняшний день. История аристократического семейства Бриджертонов основана на исторических романах Джулии Куинн и рассказывает о жизни семей высшего сословия в начале лондонского «сезона» 1813 года. Сериал привлек внимание как публики, так и критиков, но не все отзывы были положительными. Творческое переосмысление и зачастую недостаточно точное представление моды эпохи Регентства подверглось отдельной критике.

Это не единственный исторический фильм, вызвавший подобную ​​критику. Выпущенные Netflix детектив о сестре Шерлока Холмса «Энола Холмс» (2020) и новая экранизация романа Луизы Мэй Олкотт режиссером Гретой Гервиг (Greta Gerwig) «Маленькие женщины» (2019), также вызывают сомнения в соответствии исторических костюмов времени действия.

Некоторые считают, что «неточный» выбор костюма может по понятным причинам снизить удовольствие от просмотра. Однако художественная адаптация, которую применяют создатели в этих случаях, на самом деле соответствует традициям литературы XIX века, когда романы адаптировали и попросту изобретали несуществующие моды.

королева Шарлотта (Голда Рошавель/Golda Rosheuvel ) в окружении фрейлен / © Liam DanieL / Netflix
королева Шарлотта (Голда Рошавель/Golda Rosheuvel ) в окружении фрейлен / © Liam DanieL / Netflix

Модная оплошность

В то время как «Бриджертоны» во многом достаточно корректно изображают эпоху Регентства, смелый выбор костюмов становится предметом всё возрастающих споров. Костюмы, созданные американским художником по костюмам Эллен Миройник (Ellen Mirojnick), насчитывают 7500 единиц, и манипулируют нашими представлениями об исторической достоверности.

Дамские платья в сериале в основном имеют длинный плавный силуэт, напоминающий моду 1810-х годов. Но дерзкие цвета, почти абсурдно высокие талии и другие очевидные несоответствия в деталях вызвали у зрителей вопросы о законности этих вещей. Одна из статей на эту тему также отмечает бестактность, которую сериал «Бриджертоны» допускает в своем прочтении в использовании корсетов. В одной из сцен, например, спина Дафны Бриджертон порезана и покрыта синяками из-за ее слишком туго зашнурованного корсета, но в реальности женщины того времени под корсет надевали сорочку, батистовую или шелковую, чтобы не натирать кожу.

«Энола Холмс» и «Маленькие женщины» также не избежали недоброжелательного внимания критиков.

Millie Bobby Brown  и Helena Bonham Carter в фильме «Энола Холмс» /  © AlexBailey/Legendary
Millie Bobby Brown и Helena Bonham Carter в фильме «Энола Холмс» / © AlexBailey/Legendary

Хотя художник по костюмам «Маленьких женщин» Жаклин Дюрран (Jacqueline Durran) получила Оскар за лучший дизайн костюмов, критики утверждали, что эта награда была «незаслуженной». В фильме эффективно используются временные сдвиги, чтобы усилить эмоциональные моменты и сделать знакомую историю новой. Однако зрители отметили, что неточные силуэты платьев осложняют восприятие таких движений во времени. Например, нет заметной разницы между широкими юбками, которые сестры Марч носят в детстве, и более узкими платьями, которые они носят во взрослом возрасте – к этому моменту с точки зрения истории костюма форма юбки значительно изменилась.

Точно так же и костюмы в фильме «Энола Холмс», действие которого происходит в 1884 году, а сюжет основан на повести Нэнси Спрингер (Nancy Springer) для подростков, представляют собой эклектичное сочетание стилей разных эпох и вызывают путаницу в хронологии происходящего.

кринолин 1860 /  Jacoba de Jonge Collection in MoMu - Fashion Museum Province of Antwerp, CC BY-SA
кринолин 1860 / Jacoba de Jonge Collection in MoMu - Fashion Museum Province of Antwerp, CC BY-SA

В одной из сцен в витрине магазина висят два кринолина . Такой тип кринолина, сделанного из стальных обручей различного диаметра и создающего силуэт расширяющейся книзу юбки, появился в июне 1856 года и вышел из моды к 1880-м годам, в которых и происходит действие фильма. К тому времени в магазинах уже можно было купить специальную накладку (tournure, прим. retrolooks), которая подкладывалась сзади под женское платье, помогая создавать совершенно иной модный силуэт.

один из вариантов накладки под платье с турнюром 1884 / музей V&A, T.131-1919
один из вариантов накладки под платье с турнюром 1884 / музей V&A, T.131-1919

Продолжение. Часть 2.

Автор статьи: Даниела Дав (Danielle Dove, Visiting Research Fellow in Victorian Literature, University of Surrey)

Перевод: проект Retrolooks

___

👇 Ниже справа, видите значки соцсетей? Выбирайте, жмите и делитесь статьей с друзьями!

#retrolooks #мода