Руководителей чаще всего интересует, каким образом их люди справляются с работой. Правильно ли рабочий устанавливает заготовку в станок, правильные ли слова говорит продажник на переговорах и заполняет ли он карточки в CRM, успевает ли бухгалтер подготовить отчётность и учёл ли он последние изменения в законодательстве, и тому подобное.
И при этом, лишь малое количество руководителей интересуется тем, каким образом подчиненные им руководители выполняют свою работу. В основном, они не проверяют насколько часто и в какой форме линейные руководители контактируют со своими сотрудниками, не обращают внимания на то, как руководители среднего звена готовят своих людей к совещаниям, не проверяют то, как по всей вертикали ставятся задачи.
Причина проста. В отличие от работы исполнителей, управленческая работа либо регламентирована слабо, либо не регламентирована совсем. Руководителей ориентируют на результат - продать столько-то, сдать отчёты тогда-то, получить разрешения такие-то, но почти никто не обращает внимание на то, каким образом эти результаты должны быть получены.
И ведь на самом деле всё логично. Управлять можно только тем, что понимаешь. А контролировать можно только те правила, которые установлены в явной форме.
Например, если у руководителя есть обязанность раз в месяц проводить беседу со своим подчиненным и предоставлять по результатам этой беседы короткий отчёт, тогда эта процедура становится подконтрольной. Тогда можно оценить её качество и в случае, если оно недостаточно, приложить усилия по управлению руководителем - либо обучить его, либо отстранить от управления. Если же в регламентах компании такой обязанности у руководителя нет, то и проконтролировать качество работы с людьми почти невозможно.
То же касается правил постановки задач, правил проведения совещаний, правил оценки инициатив, и тому подобных. Если они описаны в явном виде и являются обязательными для применения, то работа руководителей, применяющих эти правила, становится подконтрольной и управляемой. Если правил нет, то главным инструментом остаётся интуиция и личная ответственность.
Когда-нибудь ситуация изменится. И управленческая работа станет вполне обыденной и регламентированной. Просто потому, что грамотное управление даёт огромные конкурентные преимущества - позволяет снизить трудопотери и повысить гибкость компании.
Ну, а пока предприниматели плохо понимают, что такое управление и продолжают верить в то, что руководителями рождаются, а не становятся. При этом почему-то верят в то, что можно обучиться лидерству (объясните мне кто-нибудь, что это такое) и обучить ему своих подчиненных.