Сказочная терапия — это процесс воздействия на детскую психику с помощью специально подобранной сказки. Однако этот метод заключается не только в чтении или рассказе ребёнку истории. Воображение её содержания — это только отправная точка для соответствующих психологических взаимодействий. Наибольшую терапевтическую силу имеет то, что делают взрослый и ребёнок после прочтения рассказа.
Методика сказочной терапии рекомендует взрослому разговаривать с ребёнком об изученной истории. Нужно выяснить, какие эмоции малыш испытывает после прочтения сказки, как он оценивает действия героев. Кроме того, взрослый должен полностью ответить на все вопросы, которые задаёт ребёнок в связи с услышанной историей.
Лечебные сказки должны отвечать таким параметрам:
- тема соответствует возрасту ребёнка;
- способ представления сложной ситуации адекватен восприятию детей;
- действие происходит в знакомом детям месте;
- главный герой — персонаж, с которым дети могут себя идентифицировать (имеет схожие черты, схожие проблемы, испытывает схожие эмоции);
- счастливый финал (главный герой успешен: он избавляется от сложных эмоций и приобретает новые навыки решения проблемных ситуаций);
- другие персонажи поддерживают героя в процессе выхода из сложной ситуации.
Принято выделять такие типы лечебных сказок:
- Психообразовательные сказки готовят ребёнка к предстоящей сложной ситуации. Детки могут лучше понять конкретную проблемную ситуацию, узнать о причинно-следственных связях между событиями и чувствами, а также научиться распознавать и выражать собственные эмоции.
- Сказки о релаксации используются, чтобы помочь ребёнку расслабиться и успокоиться несмотря на тяжёлую ситуацию. Такие рассказы позволят ребёнку мысленно дистанцироваться, отвлечься от стрессовой реальности и на время забыть о своих проблемах.
- Психотерапевтические сказки помогают ребёнку справиться с трудной ситуацией, которая была пережита в прошлом или в настоящее время. Под влиянием такого рода сказок ребёнок испытывает эмоциональную поддержку. Он понимает, что его переживания — неединичный случай, поскольку другие люди тоже переживают их. Это повышает самооценку ребёнка, благодаря чему он понимает, что он не «плохой». На основе поведения героев сказок ребёнок учится эффективно и конструктивно справляться с трудностями. Благодаря этому у него восстанавливается чувство надежды на улучшение, дети перестают чувствовать себя беспомощными и начинают верить в свои способности.
Сказочная терапия, безусловно, очень полезна и имеет ряд преимуществ:
- позволяет взрослым увидеть мир глазами ребёнка и понять его переживания;
- помогает сформировать эмоциональную связь с ребёнком;
- это конструктивная, приятная форма совместного времяпрепровождения;
- укрепляет воспитание, показывая ребёнку правила, управляющие миром, и соответствующие модели поведения;
- это своего рода развлечение для ребёнка;
- развивает воображение и творческие способности ребёнка;
- обогащает словарный запас малыша;
- развивает способность делать выводы, сравнивать и классифицировать;
- помогает ему научиться правильно формулировать собственные мысли, мнения;
- тренирует концентрацию внимания;
- развивает у детей культурные привычки, их эстетическую и языковую чувствительность;
- готовит ребёнка к самостоятельному чтению.
Подписались на канал, нажали палец вверх, поделились ссылками на статьи, отметили понравившиеся? Благодарю вас! :-)